Польский классик вновь посетил Урал

Добавлено 02 июля 2018 волонтер

Свердловская филармония

Кшиштоф Пендерецкий обещал вернуться и в третий раз со своей масштабной «Утреней»

Четвертая симфония Пендерецкого под управлением автора впервые прозвучала на Урале. Фото Татьяны Андреевой представлено пресс-службой Свердловской филармонии
Знаменитый польский композитор и дирижер Кшиштоф Пендерецкий представил в Екатеринбурге программу из собственных сочинений. В концертном зале Свердловской филармонии прозвучала его Четвертая симфония и два хоровых гимна — святому Адальберту, небесному покровителю Польши, и святому Даниилу, князю Московскому.

Отмечающего в этом году 85-летний юбилей Пендерецкого по праву считают одним из классиков культуры XX века, имеющего в своем арсенале огромное количество премий и наград. Начав творческий путь в 50-е годы со смелых экспериментов в области музыкального языка и тембров, в 70-е он пришел к довольно строгой академической манере, которой остается верен до сих пор, негативно относясь ко всевозможным авангардным изыскам. Автор 8 симфоний, около 20 инструментальных концертов и масштабных хоровых произведений, несмотря на свой почтенный возраст, продолжает активно работать: сочинять и дирижировать. Композиторский труд Пендерецкий успешно совмещает с уходом за собственным садом, занимающим более 30 га. Садовническое хобби влияет и на его музыку, в которой слышатся особая неспешная основательность и тщательность.

Россию Пендерецкий регулярно навещает уже более 50 лет, выступая в основном в столичных залах, принимая участие в самых разных фестивалях и смотрах. Его первый визит в столицу Урала состоялся в октябре 2010 года, он дирижировал тогда в зале Свердловской филармонии своей Второй симфонией и несколькими вокальными вещами. Концерт прошел с большим успехом, филармонический оркестр и хор произвели прекрасное впечатление на Пендерецкого, и он согласился приехать еще раз. Композитора сопровождала его очаровательная супруга, директор Бетховенского фестиваля в Варшаве Эльжбета и работающий с маэстро 16 лет дирижер-ассистент Мацей Творек.

Программа авторского вечера в Екатеринбурге в этот раз представила две грани творчества Пендерецкого: симфониста и мастера хорового письма. Созданная по просьбе Министерства культуры Франции в 1989 году Четвертая симфония Пендерецкого под управлением автора впервые прозвучала на Урале. Формальным поводом к заказу стал 200-летний юбилей Французской революции, однако вместо живописания штурма Бастилии и ожидаемых мотивов из «Марсельезы» было написано довольно мрачное одночастное, полное невеселых раздумий получасовое произведение в медленно-тягучем темпе, напоминающее музыкально-философские размышления Шостаковича.

По замыслу, симфония стала медитацией «о трагической судьбе человека, попавшего в водоворот истории». Для привыкшего к современной музыке Уральского филармонического оркестра, за пульт которого встал сам композитор, партитура сильных сложностей не представила, все интонационные линии и изломы были ясно прочерчены и исполнены, штрихи соблюдены, динамика выстроена. Однако больший энтузиазм у публики вызвали хоровые вещи, сыгранные под руководством Мацея Творека. Пендрецкий в интервью не раз высказывался о своем интересе как к католической, так и православной традиции, рассказывая о своих предках, среди которых были представители этих христианских конфессий. В свое время, отдав дань западной и восточной церкви в собственных масштабных вокально-симфонических «Страстях по Луке» (1966), написанных на латинском, и «Утрени» (1969−1971) — на церковно-славянском, он с равной сноровкой сочиняет музыку на духовные тексты, оставаясь при этом прежде всего светским музыкантом.

Созданные в один — 1997 — год гимны святому Адальберту и московскому князю Даниилу — отчасти продолжение дихотомии между западом и востоком и пример того, как католицизм и православие могут мирно уживаться в едином концертном пространстве. В своем прославлении мученика Адальберта, просветителя язычников и небесного покровителя Польши, Пендерецкий ориентировался на древние латинские песнопения, стилизуя суровое строгое шествие в сопровождении медных духовых инструментов, напоминающих органные тембры, и мерных ударов литавр. Музыка, посвященная Даниилу, сыну Александра Невского и родоначальнику будущих московских царей, напротив, получилась распевной и лиричной, с преобладанием сольного хорового звучания, ассоциируется она больше с современным православным музыкальным стилем, нежели с архаичными знаменными напевами. Поскольку гимн был официально заказан к празднованию 850-летия Москвы, финальные торжественные фанфары, напоминающие славильные сцены из исторических опер русских классиков, стали его логическим завершением, приведшим в восторг благодарных слушателей.

Особый драйв исполнению придавало ощутимое волнение дирижировавшего во втором отделении ассистента Пендерецкого Мацея Творека, прекрасно знающего стиль и великолепно справившегося с партитурой. Сам маэстро с олимпийским спокойствием внимал собственному творению, сидя в зале. Впрочем, теплая встреча после концерта в фойе филармонии все-таки растрогала старого мастера, и пан Кшиштоф обещал подумать насчет исполнения в Екатеринбурге своей масштабной «Утрени» на православные богослужебные тексты.

Екатеринбург

Источник: www.ng.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору