Композитор Горан Брегович привез в Россию свой новый проект — «Три письма из Сараево». Концерт для скрипки, в котором переплетаются христианская, мусульманская и еврейская музыкальные традиции, это одновременно образ и мирного сосуществования религий, и ужасающей реальности югославских войн. «Сараево — это метафора наших времен в целом. Сегодня мы хорошие соседи, а завтра можем начать стрелять друг в друга, потому что у нас разные вероисповедания», — объясняет автор.
«Три письма из Сараево» — проект, созданный Бреговичем для базилики Сен-Дени в Париже. Именно там сочинение прозвучало впервые, а позже — осенью 2017 года — вышел одноименный альбом. Российская премьера состоялась в петербургском «Мюзик-Холле», где трем скрипкам из Израиля, Марокко и России аккомпанировал оркестр «Северная симфония» под управлением Фабио Мастранджело.
— Встреча трех религий — это само по себе очень интересно, поэтому музыка не могла не быть такой же. В концерте есть и лирические моменты, и настолько энергичные, что в процессе репетиций мне хотелось пуститься в пляс, — рассказывает дирижер.
Впрочем, сам Горан Брегович только концертом свое сочинение называть не склонен: это и исторический, и социальный, и культурный проект, над которым он работал несколько лет. А началось все со случайно увиденного в Сети интервью с пожилым еврейским господином: журналисты прознали, что он каждый день вот уже на протяжении 60 лет приходит молиться к Стене Плача. Когда его спросили, о чем, тот ответил: «Я все это время прошу Бога, чтобы войны между христианами, мусульманами и евреями прекратились, но знаете, у меня такое чувство, что я разговариваю со стеной».
— Какова же мораль этой истории? Очевидно, у Бога не было задачи научить нас жить вместе в этом мире. Это то, чему мы должны научиться сами. И мои «Три письма из Сараево» — это своего рода послание в бутылке. Может быть, найдется тот, кто его прочитает, — говорит композитор.
У Бога нет задачи научить нас жить? в мире: этому? мы должны? научиться сами
Его мечта, чтобы мир через какое-то время напоминал музыкальную партитуру, где совершенно разные ноты не просто уживаются, а образуют гармонию.
— И этот скрипичный концерт — маленький шаг в этом направлении, — считает Брегович. В России, уверен он, его произведение должно вызвать особый отклик, ведь все, что он сочиняет, «это немного по-русски».
— Моя музыка — как Франкенштейн, она собрана из разных частей, я ничего не могу с этим поделать. А русский акцент силен, потому что мы всегда считали вас своими братьями. Я всегда с гордостью рассказываю, что выступал не только в Москве или Санкт-Петербурге, но и объездил с гастролями несколько городов в Сибири. Не каждый артист может таким похвастаться!
В Москве премьера тоже прозвучит, но позже — 30 марта.
Справка «РГ»
Горан Брегович лучше всего известен как некогда любимый композитор режиссера Эмира Кустурицы. Брегович написал музыку к «Времени цыган», «Аризонской мечте» и «Андерграунду» и песни, которые исполняли звезды — от Игги Попа и Сезарии Эворы до Gipsy Kings. С конца 1990-х Горан Брегович выступает с коллективом «Свадебно-похоронный оркестр».
Источник:
rg.ru