Борис Березовский, искренне любя русских классиков Балакирева, Лядова, Ляпунова, самоотверженно исполняет их изумительно красивую, но малоизвестную иностранцам музыку во всём мире — в Америке, Франции, Китае, Японии. Даже когда злопыхатели предрекают: «Такая программа не соберёт залы в Америке!» — он играет так, что публика устраивает пианисту стоячую овацию. Он ещё и активный организатор: в июне в Москве откроется его фестиваль фольклора, а в июле пройдёт новый фестиваль «Летние вечера в Елабуге». Неиссякаемой энергии этого человека остаётся лишь удивляться…— Сколько же фестивалей вы проводите? И чем один отличается от другого?— Давайте обо всех фестивалях в хронологическом порядке. По доброй традиции 12 июня в День России мы в четвёртый раз откроем Всероссийский фестиваль-конкурс «Музыка Земли». Так что, приглашаю всех на концерт-открытие в Бетховенский зал Большого театра. Естественно, прозвучит фольклор, а также духовные песнопения и сочинения русских классиков Рахманинова и Стравинского. Как и всегда, мы представим жанры, которые охватывает формат фестиваля.
В прошлогоднем конкурсе «Музыка Земли» меня очаровал юный коллектив «Кладец» из Подмосковной Балашихи. Дети поют русские, белорусские и украинские народные песни так искренне и так профессионально с точки зрения многоголосия, что я пригласил их открыть следующий фестиваль. Ещё выступит восхитительный коллектив под руководством Андрея Котова — Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин». Они споют уникальные песнопения XVII — начала XVIII веков, которые эти фанатично увлечённые музыканты отыскали где-то в монастырях, ещё они исполнят отдельные части из «Всенощного бдения» Рахманинова, а сам я буду играть рахманиновские прелюдии. Так наглядно мы выстроим мост от старинной духовной музыки к той, которую сегодня справедливо считают классикой. Можно будет убедиться, как органично сочетаются прелюдии и песнопения: не возникает ни контраста, ни дискомфорта от соединения одного с другим. Кстати, мы с Котовым, редкостным профессионалом, и его ансамблем подготовили программу из сочинений Рахманинова и аутентичных духовных песнопений, которая прозвучит 31 мая в БЗК, а кто не сможет побывать в консерватории, милости просим в Большой театр, где мы исполним эту же программу, правда, фрагментарно.
Андрей Котов и Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин»Не понимаю, почему Рахманинова называют романтиком, если композиторскими корнями он уходит в древнерусскую духовную музыку, знаменный распев, богослужебные песнопения, которые произвели на него огромное впечатление ещё в детстве, когда он с бабушкой ходил в церковь и, будучи ребёнком, мог отстоять многочасовую службу, слушая эти изумительно красивые созвучия. Все они проявились потом в его сочинениях, юношеских и зрелых. Ведь Рахманинов слышал все тона в колоколе, обладал феноменальным слухом и мог звук каждого колокола отобразить на рояле. Гений. Смесь колокольности и православного песнопения порождает тот самый уникальный рахманиновский стиль, который мы знаем и любим. В знаменитой прелюдии до-диез минор, в начале такие глубокие и плавные аккордовые ходы — это же аллюзия к церковному многоголосному хору. Аккорды в последних тактах — это удары церковных колоколов, не иначе. И Чайковский обращался к духовной музыке, «Хор» из «Детского альбома» — тоже православный хор. Духовная музыка как 100−200 лет назад, так и теперь трансформируется в академическую, это одна из традиций. И древнерусская духовная музыка так же глубоко национальна, народна, как и фольклор.
— В июле откроется ваш новый фестиваль в Елабуге. Скудная информация о нём уже просочилась в прессу, хотелось бы узнать подробности. — Новый фестиваль «Летние вечера в Елабуге» тоже откроется 12 числа, только месяцем позже — прямо магия чисел! Елабуга, к моему удивлению, сохранила дух старины, уютную атмосферу уездного купеческого городка с двухэтажными деревянными особняками и православными храмами. И хотя официально Елабуга относится к Татарстану, это самый русскоязычный город в республике. А какие там красивые пейзажи! Когда я впервые туда приехал, решил, что это идеальное место для «Музыки Земли». У меня же навязчивая идея: провезти фольклористов, участников этого фестиваля, по городам и весям, чтобы о них узнала вся страна. Но когда я послушал экскурсоводов, которые увлечённо, буквально часами готовы рассказывать тебе всевозможные истории, связанные с городом, когда увидел, насколько там развиты старинные ремёсла, то понял, что в Елабуге, где люди занимаются народными промыслами повседневно, — они просто этим живут! — фольклором не удивишь.
Поэтому решили провести фестиваль классической музыки. Причём популярной классики: никакой интеллектуальной перегрузки для публики, настроенной отдыхать и развлекаться. Ведь июль — месяц, когда в город на пароходах по реке Кама и её притокам Тойма и Елабуга прибывает большинство туристов. Люди останавливаются в гостиницах, осматривают местные достопримечательности и путешествуют по реке дальше. Кстати, в Елабуге, печально знаменитой тем, что именно там рассталась с жизнью Марина Цветаева, для приезжих много интересного. Помимо музея Цветаевой, там и архитектура уникальная: взять хотя бы Чёртово городище — башню, оставшуюся от крепости XI века. Прекрасный дом-музей русского художника Ивана Шишкина с редкими его автопортретами, живописью и офортами.
— Словом, вы идёте по европейскому пути организации фестивалей, когда к концертам добавляются ещё и экскурсии, местные культурные ценности? — Я сторонник разнообразия во всём. В программе фестиваля яркие и лёгкие для восприятия музыкальные номера. Концерты пройдут на открытом воздухе. Специально соорудят эстраду. Звук, естественно, усилят микрофонами, потому что open-air всем хорош, кроме акустики: звук, не ограниченный стенами зрительного зала, улетает в небо.
— Кто будет играть, помимо вас? — Главным в афише будет Камерный оркестр Игоря Лермана из Набережных Челнов. Именно благодаря Лерману, удивительному человеку и энтузиасту, состоится фестиваль в Елабуге. Лерман обо всём договорился с местными властями, решил финансовый вопрос. Про его изумительный оркестр, один из лучших симфонических коллективов России, я рассказывал не раз. Репертуар у них огромный. С ними играют всемирно известные солисты. Я выступаю в Набережных Челнах каждый год: мы играли квинтеты Брамса, Шуберта в переложении Лермана для камерного оркестра. У нас с Игорем очень хорошие отношения, и я счастлив, что они вылились в такое сотрудничество.
Игорь Лерман и Камерный оркестр из города Набережные Челны, Республика ТатарстанБудут солировать альтист Юрий Башмет, виолончелист Александр Князев и скрипач Никита Борисоглебский, а откроет фестиваль 12 июля Российский национальный оркестр Михаила Плетнёва. Все мы целую неделю, с 12 по 16 июля, будем музицировать в Елабуге на фоне прекрасной природы и старинного русского города!
— Брамс под открытым небом — это романтично. А если проливные дожди, что тогда? — Ну что тут поделаешь? Неизбежный риск. Это же не причина, чтобы отменять фестиваль. (смеётся). Всё-таки движуха какая-то…
— Вы награждены именно за продвижение отечественной народной и классической музыки за рубежом. Как посол проекта «Русские сезоны» вы представите участников своего фестиваля «Музыка Земли» в Италии. Кто участвует в этом концерте? — Мы выступим в Тоскане на фестивале Pietrasanta in concerto в одноименном туристическом городке Пьетрасанта, только этот фестиваль организую не я, а мой давний приятель, замечательный скрипач Майкл Гутман / Michael Guttman. Я сыграю рецитал 28 июля, а 29 июля перед итальянской публикой предстанут участники фестиваля «Музыка Земли».
Фольклорная группа «Чиргилчин», Республика ТываС Ансамблем древнерусской духовной музыки «Сирин» мы повторим рахманиновскую программу. Про Детский фольклорный ансамбль «Кладец» я уже рассказал, они тоже споют. Уникальная фольклорная группа «Чиргилчин» представит тувинское горловое пение и инструментальную музыку на старинных национальных инструментах. Потрясающие парни из Северной Осетии — трио доулистов «Дамиар», они так зажигательно играют на кавказских барабанах, их неординарные ритмические рисунки можно слушать четверть часа и дольше — не надоест! С ними я играю «Лезгинку» Сергея Ляпунова. Это прекрасный русский композитор, друг Балакирева. Незаслуженно забыт, почти не исполняется. Почему так? Не понимаю…
— В этом концертном сезоне вы триумфально гастролировали по миру с сочинениями русских классиков тоже, казалось бы, несправедливо забытых — Балакирев, Лядов… Как вам удалось заинтересовать малоизвестными произведениями взыскательную и избалованную публику? — Да, меня предупреждали, что в Америке такая программа, возможно, не будет востребована. Однако залы были полными, а приём — очень тёплый, даже восторженный. Устраивали стоячие овации. Думаю, люди, дающие негативные прогнозы, руководствуются стереотипом: такая музыка будет востребована, другая нет. А оказалось, что малоизвестные за океаном и полузабытые в России Балакирев и Лядов сегодня актуальны как никогда… Я ещё сыграю 2 июня в Петербургской филармонии эту программу и потом буду приниматься за новую.
— Какую? — Это пока секрет. (встаёт, давая понять, что интервью закончено)
— Борис, а поговорить «за жизнь»? «За великое искусство»?.. — Нет-нет… Я лучше поиграю. Мне надо учить транскрипции. Их так много, и они такие… восхитительные!
Беседовала Лилия ЯЩЕНКОФотографии предоставлены оргкомитетом Всероссийского фестиваля-конкурса «Музыка Земли»www.muzklondike.ru/announc/306