В парке Универсиады состоялась премьера эпической оперы на татарском языке "Белый волк" - "Ак буре". Свидетелями сценического эксперимента под открытым небом стали тысячи казанцев и гостей города.
Задумал этот проект беспрестанно фонтанирующий идеями худрук Государственного симфонического оркестра РТ Александр Сладковский. Маэстро решил соединить национальную оперу с жанром комедии дель-арте. На первый взгляд, "брак" явно неравный. Ну не сочетаются пафос и богатые декорации с уличным представлением, построенным на импровизации. Но все же рискнул.
Заказал оперу дирижер молодым авторам: композитору Зульфие Рауповой и поэту Рузалю Мухаметшину. Сюжет для постановки нашла как раз таки Зульфия. Она перелистывала татарские сказки и наткнулась на "Белого волка". Сказка повествует о том, как трехголовый див, что-то вроде русского Змея Горыныча, украл жену у хана. После того как старшие сыновья исчезли во время поисков матери, вызволять ее отправляется младший сын Тенгин. В этом ему помогает Белый волк - тотемное животное булгар (предков татар).
Символично, что действие оперы дель-арте развернулось на сцене, где до этого в течение недели с уличным шоу выступал Цирк дю Солей. Возникало опасение, соберет ли премьера достаточное количество зрителей. Не будет ли слишком сильным контраст? Но казанская публика не подвела.
Уже с первых минут стало ясно, что в плане сценографии каких-то чудес от "Белого волка" ждать не придется. Декорации были весьма условными. Костюмы роскошными тоже не назовешь. Впрочем, все по канонам dell´Arte. Яркий визуальный ряд здесь создавала музыка. Ритмичная, напористая, она быстро захватила публику.
Во время пролога зрители непроизвольно стали отбивать под пиццикато ритм ногами. В нем было все: конница, степь, ветер, колышущийся тростник.Казалось, на сцене уже не музыканты оркестра, а воины, покачивающиеся в седле. Того и гляди, скрипки превратятся в тугие луки, а смычки в острые стрелы. А сам Александр Сладковский с его бешеным темпераментом вполне мог сойти за татарского хана.
Что касается вокала, то здесь Сладковский поставил исключительно на молодых. Никаких оперных звезд и маститых исполнителей. Все артисты только начинают карьеру. Альбина Латипова (Ханбике), Артур Исламов (Белый волк), Рузиль Гатин (младший сын Тенгин). Единственная узнаваемая для широкой публики певица - Эльмира Калимуллина, вышедшая вместе с Диной Гариповой в финал проекта "Голос". Она здесь предстала в роли ведуньи Кам ана.
Все ребята отлично справились партиями. К тому же были очень пластичны и артистичны. Но самое яркое впечатление оставил главный отрицательный персонаж - трехголовый див. Нетрудно догадаться, что играли его три человека: Денис Ханбаба (Глупая голова), Айрат Ишмаев (Хитрая голова), Джинар Джусоев (Злая голова). Как это часто бывает, получился он жутко обаятельным. Ария дива, разложенная на три голоса: тенор, баритон и бас - заставила хохотать и детей, и взрослых. Было даже немного жалко, когда главный герой, Тенгин, сразил злодея. В общем, сказка удалась.
- Была задача показать национальную культуру из глубины веков, - поясняет Зульфия Раупова. - Архаический период на стыке тенгрианства (древняя вера булгар) и ислама. Для этого пришлось пользоваться разными музыкальными средствами. Я старалась максимально опираться на татарские классические традиции, но хотелось на этой почве попробовать минимализм. Мне показалось, это достаточно свежо.
Не обошлось, по словам композитора, и без татарской пентатоники и восточных мотивов. В результате получился удивительный коктейль, или, выражаясь языком сказок, зелье. И оно, безусловно, приворожило публику.
Текст: Олег Корякин
Фото: Олег Косов
rg.ru