«Пассажирка» Моисея (Мечислава) Вайнберга — опера с невероятно тяжелой, изломанной и сейчас это уже очевидно — счастливой судьбой. Эта опера — об Освенциме, о людях, которые становятся «маленькими винтиками» в беспощадной «фабрике смерти», о преступлении и возмездии, которые не имеют срока давности. «Пассажирка» Вайнберга сегодня встала в один ряд с главными произведения?ми искусства нашего времени, посвященными этой теме: от «Ночного портье» Лилианы Кавани до «Благоволительниц» Джонатана Литтелла. И в этом ряду — оказалась одной из первых.
Композитор закончил работу над партитурой «Пассажирки» (либретто Александра Медведева по повести польской писательницы Зофьи Посмыш) в 1968 году. Опера была восторженно принята коллегами-композиторами. Дмитрий Шостакович писал, что «это сочинение нужное, необходимое в наше время». Большой театр принял «Пассажирку» к постановке. Но внезапно все рухнуло. Театры отменяют анонсированные премьеры, вокруг оперы образуется «заговор молчания». Почти сорок лет «Пассажирка» была в опале. И лишь в 2006 году в Москве состоя?лось ее первое концертное исполнение. А затем последовало триумфальное шествие «Пассажирки» — сценическая премьера на фестивале в Брегенце (2010), потом — на сценах лучших оперных театров мира, а также в различных концертных версиях: в Варшаве и Лондоне, в Мадриде и Карлсруэ, в Чикаго и Нью-Йорке, в Хьюстоне и Франкфурте-на-Майне, в Перми и Екатеринбурге.
27 января 2017 года в Москве в Новой Опере состоится театральная премьера «Пассажирки». Эта дата выбрана не случайно. 27 января во всем мире отмечается международный день памяти жертв Холокоста. Именно в этот день советские войска освободили концентрационный лагерь Освенцим. И сейчас можно с уверенностью сказать: московская премьера «Пассажирки» наверняка станет событием не только в культурной, но в общественной и международной жизни столицы.
«Пассажирка» собрала «звездную» команду постановщиков и исполнителей. Режиссер-постановщик спектакля — телевизионный режиссер Сергей Широков, для которого это первый опыт в оперном театре. Однако его режиссерские работы на телевидении известны практически всем нашим соотечественникам. Уже много лет именно Сергей Широков — режиссер-постановщик главных развлекательных программ на телеканале «Россия».
Художником-постановщиком станет Лариса Ломакина, которую московская публика прекрасно знает по многим выдаю?щимся спектаклям в драматическом театре, в том числе по совместной работе с режиссером Константином Богомоловым.
Художником по костюмам будет знаменитый российский модельер и дизайнер одежды Игорь Чапурин. Он — помимо своих работ в области haute couture — неоднократно сотрудничал с драматическими и балетными театрами как в России, так и за рубежом.
Сергей Широков, режиссер:
«Пассажирка» для меня — не просто опера в ряду других произведений музыкального театра ХХ века. «Пассажирка» — это колоссальное эмоциональное напряжение, это такое абсолютно «прямое высказывание», в некоторых эпизодах очень трогательное и даже сентиментальное, а в некоторых моментах — безумно жестокое. Это почти античная драма — очень внятная, несмотря на сложность оркестровой фактуры и сверхэкспрессию вокальной речи. «Пассажирка» дает возможность современному режиссеру работать, используя все находящие?ся в его распоряжении средства выразительности и художественные языки, в том числе далекие от традиционных оперных стереотипов. В этом смысле «Пассажирка» — «открытая форма». Но это еще и очень «классическое» произведение, в котором нравственное послание, этический стержень дают четкие ограничения для любых наших фантазий…»
Московский театр Новая Опера им. Е. В. Колобова
ул. Каретный Ряд, д. 3, стр. 2, Сад «Эрмитаж»
novayaopera.rukultura.mos.ru