Премьеры Луи Андриссена в Москве

Добавлено 29 октября 2013 muzkarta

Московский ансамбль современной музыки, Концертный зал имени Чайковского, Московская академическая филармония

14 ноября, Концертный зал имени П.И. Чайковского, 19:00

Луи АНДРИССЕН

«La Passione» для солирующего голоса, солирующей скрипки

и ансамбля

«De Staat» («Государство») для четырёх женских голосов и большого ансамбля на текст Платона «Republic»

Московский Ансамбль Современной Музыки (МАСМ)

Дирижёр:

Юрьен ХЕМПЕЛ/Нидерланды/

Солисты:

Моника ЖЕРМИНО (скрипка) /Нидерланды/,

Михаэла РЕЙНЕР (сопрано) /Нидерланды/,

Татьяна МИНЕЕВА (сопрано),

Ольга ТАРАН (сопрано),

Анастасия ЗЕЛЕНСКАЯ (меццо-сопрано),

Ангелина ЗЕЛЕНСКАЯ (меццо-сопрано)

Ян ПАНИС (звукорежиссёр) /Нидерланды/


14 ноября, в рамках Года Россия – Голландия 2013, Московская филармония представляет российские премьеры сочинений крупнейшего современного композитора Нидерландов Луи Андриссена.


Воспитанник видного нидерландского композитора Кееса ван Барена и знаменитого итальянского авангардиста Лучано Берио, Луи Андриссен испытал в своём творчестве влияние Стравинского, американских минималистов и джаза, придя, в конце концов, к сознательной антиромантической установке и отказу от средств традиционного симфонического оркестра.


Его напряжённые отношения с классическим истеблишментом трансформировались в 1969 в открытое противостояние, когда Андриссен и сотоварищи устроили демонстрацию во время выступления главного оркестра Нидерландов – Консертгебау в Амстердаме. Как только стоявший тогда за пультом маэстро Бернард Хайтинк дал первый ауфтакт, 30-летние бунтари нажали клаксоны и загремели погремушками, сопровождая свой перформанс раздачей листовок, обвиняющих оркестр в том, что они являются «статус-символами правящей элиты общества». Но это в прошлом: нынче сочинения Андриссена играют Симфонический оркестр Сан-Франциско, симфонический Би-би-си, Лос-Анджелесский филармонический, лондонская «Симфониетта», а Консертгебау заказывает ему музыку к своему юбилейному концерту.


Созданное в 1972-1976 годах произведение «Государство» (“DeStaat”) ознаменовало новый этап в творчестве Андриссена и в современной голландской музыке.«Государство» – это обращение нашего современника к одноимённому диалогу Платона, своего рода диалог композитора и философа сквозь эпохи. Цитируя Платона на древнегреческом языке, Андриссен полемизирует с ним на языке современного композитора-интеллектуала. «“DeStaat” – это посвящение спорам о взаимоотношениях музыки и политики», – говорит он, подчёркивая, что все художники зависимы от социальных условий, но их творчество (вопреки утверждению Платона) не может изменить общественного строя: «Я сожалею о том, что Платон был не прав. О, если б музыка могла изменить законы государства!»


Другое сочинение Луи Андриссена, включенное в программу концерта, – “La Passione” для солирующего голоса, солирующей скрипки и ансамбля, созданное на избранные тексты сюрреалистических «Орфических песен» – единственной книги итальянского поэта Дино Кампаны. Произведение впервые прозвучало в 2002 году в лондонском Queen Elizabeth Hall.


В концерте выступят музыканты из Нидерландов — Моника Жермино (скрипка) иМихаэла Рейнер (сопрано), солистки Академического большого хора «Мастера хорового пения» Российского государственного музыкального телерадиоцентра Татьяна Минеева (сопрано), Ольга Таран (сопрано), Анастасия Зеленская (меццо-сопрано),Ангелина Зеленская (меццо-сопрано), а также расширенный состав Московского Ансамбля Современной Музыки. Дирижировать приглашён голландский маэстро, известный адепт новой музыки Юрьен Хемпел, который неоднократно дирижировал сочинениями Луи Андриссена. Выпускник Утрехтской консерватории, он ещё в студенческие годы ассистировал известным нидерландским дирижёрам. По приглашению Сейджи Озавы, в 1994 посетил в Тэнглвуде мастер-классы Бернарда Хайтинка и Лорина Маазеля, через два года стал призёром первого Конкурса дирижёров имени Яна Сибелиуса в Хельсинки и в последующий сезон ассистировал Валерию Гергиеву в Роттердамском филармоническом оркестре. Сотрудничество с российским дирижёром Юрьен Хемпел продолжил, работая над «Саломеей» Р. Штрауса – на роттердамском фестивале В. Гергиева и в Мариинском театре. Помимо различных оркестров Нидерландов, маэстро активно сотрудничал с ведущими финскими оркестрами, выступал с Базельским симфоническим оркестром, Филармоническим оркестром Би-би-си и Шотландским симфоническим оркестром Би-би-си, европейскими ансамблями современной музыки.

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору