29 ноября седьмой международный фестиваль «Адвент» откроет вокальный ансамбль
Intrada под руководством Екатерины Антоненко с новой уникальной программой «Русское Рождество: хоровая духовная музыка от строчного пения до XX века». Она знакомит слушателей с огромным пластом национальной культуры и выстраивает колоссальную историческую перспективу — от барочных хоровых концертов Василия Титова и Дмитрия Бортнянского, через классические опусы Чайковского и Рахманинова музыканты ведут нас к духовной музыке ХХ века, представленной сочинениями Стравинского, Свиридова и Шнитке.
В первой части концерта будут представлены
премьеры музыки русского барокко — сочинения, которые не звучали на протяжении столетий, были найдены в музейных архивах (в частности, Синодальном певческом собраним Государственного Исторического музея), расшифрованы и подготовлены для исполнения. Это большая совместная работа коллектива и российских исследователей, изучающих старинную русскую музыку. Так, благодаря музыковеду Анне Булычевой и ансамблю Intrada мы имеем возможность познакомиться с творчеством Василия Гусева — мастера рубежа XVII — XVIII вв., известного всего по двум партитурам; сочинение «Христос раждается» сохранилось в единственной копии. «Слава и ныне. Единородный Сыне» Василия Титова — центрального композитора эпохи русского барокко, любимого композитора Петра I — тоже зазвучит впервые за несколько столетий.
Хоровая музыка русского барокко вписана в широкий контекст русской духовной музыки, в программе сделан акцент на рождественской тематике. Помимо известных сочинений русских композиторов XIX и XX вв. в нее вошла
российская премьера двух частей из хорового концерта Галины Григорьевой — эстонского композитора, представляющего следующее после Арво Пярта поколение прославленной прибалтийской школы.
Программа создана при поддержке Министерства культуры РФ в рамках проекта «Шедевры русской духовной музыки в столице и регионах России: от эпохи барокко до наших дней». В декабре она должна была прозвучать на рождественских концертах в замке Вартбург (Германия), но в силу обстоятельств москвичи услышат ее первыми. В ближайших планах ансамбля — ее запись для трансляции на фестивале Live From London.
Вокальный ансамбль Intrada называют «хоровым чудом». Молодой коллектив Екатерины Антоненко обожают слушатели, ценят российские и зарубежных дирижеры, постоянно отмечает критика: «пения более воодушевленного, стройного, сильного и яркого, чем у „Интрады“ практически невозможно себе представить» («Sächsische Zeitung»). Уникальные программы и неизменное стремление к совершенству придают каждому концерту ансамбля статус особого события.
Программа: Василий Титов (ок. 1650 — ок. 1715)
«Слава и ныне. Единородный Сыне» из Службы Божией «Большой Препорциальной» на 12 голосов (редакция Н. Ю. Плотниковой)
Строчное: «Рождество Твое, Христе Боже наш»
Василий Гусев (рубеж XVII — XVIII вв.)
«Христос раждается» на 12 голосов (редакция А. В. Булычевой)
Василий ТитовКонцерт «Веселитеся, праведнии» на 12 голосов
(редакция В. В. Протопопова / А. В. Булычевой)
Строчное: «Днесь Христос»
Дмитрий Бортнянский (1751 — 1825)
Концерт «Слава в вышних Богу»
Иоганн Готфрид Мюттель (1728 — 1788)
Фантазия фа мажор для органа
Владимир Одоевский (1803 — 1869)
Andante grazioso памяти Й. Гайдна и «Молитва без слов» для органа
Петр Чайковский (1840 — 1893)
«Херувимская песнь»
Сергей Рахманинов (1873 — 1943)
«Богородице Дево, радуйся»
«Хвалите Господа с небес» из Литургии Святого Иоанна Златоуста
Георгий Свиридов (1915 — 1998)
«Странное Рождество»
Юрий Буцко (1938 — 2015)
«Вечер, закат, ко всенощной созывают» для органа
Игорь Стравинский (1882 — 1971)
Подблюдные песни
Галина Григорьева (*1962)
«Святый вечер» и «Что настанет весна» из концерта для хора «Святки»
Альфред Шнитке (1934 — 1998)
«Зима»
"Щедрик", песня-колядка в обр. Н. Леонтовича