Как у ПикассоЕсть у Пабло Пикассо натюрморт в стиле синтетического кубизма. Стол, на столе — ситчик в снежинках, на ситчике — мандолина и гитара, а между ними — то ли рыба, то ли кубическая ваза с глазами и широко раскрытым ртом. Удивленно взирает ваза-рыба на играющий разноцветьем красок дуэт, а, может быть, поет под их аккомпанемент свою звонкую песню. Про весну, про белые облака за окном и про рандеву с музыкой…
Вот и лауреат международных фестивалей и конкурсов дуэт Самарской филармонии «Рандеву» звонко и по-весеннему отметил 11 февраля двойной юбилей: десять лет своей творческой деятельности и пятый сезон сольного абонемента в камерном зале Самарской филармонии. Разножанровая концертная программа виновников торжества — Ольги Раскоповой (мандолина) и Валерия Ксенофонтова (гитара), а также струнного квартета «Caprise», включала произведения от незабвенной классики до зажигательных ритмов джаза и танго. Концерт стал своеобразным подарком благодарной публике. Он нигде не рекламировался, потому что зрители раскупили все билеты этого цикла еще в первый день Ярмарки-продажи абонементов.
Точка отсчетаВ декабре 2006 года окончившая Люксембургскую консерваторию по классу мандолины Ольга Раскопова загорелась идеей создать новый, доселе неслыханный в Самаре дуэт, — мандолины и гитары. Ольга впервые выступила на Вечерах щипковой музыки, проходивших в зале Самарского музыкального училища, вместе с гитаристом Валерием Ксенофонтовым. Так было положено начало их необычному для российского слушателя дуэту. До этого Ольга окончила Самарский Педагогический Университет по классу домры у Ларисы Ивановны Демченко.
Ольга: В музыкальной профессии у меня было три главных педагога. В городе Энгельсе, где я родилась, педагог музыкальной школы Галина Владимировна Крылова. Благодаря ее стараниям я попала в Самару, окончила здесь 10-й класс. Затем училась у Ларисы Ивановны Демченко, играла у нее в ансамбле «Classic-Домра» в Педагогическом Университете. С ней мы много гастролировали на фестивалях в Европе. Там я узнала новый для себя инструмент — мандолину. Третьим важным педагогом стал для меня испанец Хуан Карлос Муньос, у которого я училась в Люксембургской консерватории. Он полиглот, знает несколько языков. Уроки со мной он вел на французском языке.
Валерий: Очень важным человеком для меня является моя мама. Она по профессии не музыкант, но именно она помогла мне выбрать правильную дорогу в жизни, помогала организовывать наши концерты, когда мы только пришли работать в филармонию в 2009 году. Мама работала здесь администратором. Большую роль сыграл в моей жизни Вадим Николаевич Захаров — мой педагог в музыкальном училище. Он многому меня научил не только в профессиональном плане. Научил меня правильно относиться к своему делу.
Близкие дальние родственникиПо своему происхождению мандолина и гитара — близкие дальние родственники, оба инструмента ведут свою историю еще от лютни.
Ольга: Сочетание мандолина-гитара расширяет наши творческие горизонты. Мандолина — это мелодический инструмент, как правило, нуждающийся в сопровождении инструмента, дающего гармоническую опору, фундамент.
Валерий: Сочетание мандолина-гитара — очень гармонично. У мандолины более высокий тембр, у гитары — регистр ниже. В дуэте появляется новый, необычный колорит. У нашего камерного ансамбля — широкие возможности по фактуре, диапазону звучания, репертуару. Нам интересно развиваться в ансамблевом направлении и параллельно заниматься сольными проектами. Сейчас наш дуэт уже играет в сочетании с флейтой, скрипкой, аккордеоном, различными ансамблями. В нашем репертуаре около 30 концертных программ. Мы все время ищем новые музыкальные краски, идеи.
Как трактовать БауманаВ 2008 году дуэт «Рандеву» успешно прошел стажировку у ведущих европейских педагогов — исполнителей на щипковых инструментах во Франции (г. Унсбах), в 2009-м — завоевал серебряную медаль на VI Международном конкурсе «Виртуозы гитары» в Санкт-Петербурге и занял I место на Международном конкурсе гитаристов имени А.Фраучи в Москве. Коллектив принимал участие в Международном конкурсе в Греции (г. Патрас), фестивале исполнителей на щипковых инструментах «Cidade De Cristal» в Испании (г. Ла Корунья), «Европейском фестивале щипковой музыки — 2010» в Германии (г. Брухзаль), в IV Международном гитарном фестивале в Казани, выступал на многих концертных площадках Москвы, Самары, Тольятти, Новокуйбышевска… Но особенно музыкантам запомнился Международный конкурс имени Г. Фогта «Гитара плюс», проходивший в 2010 году в Германии (г. Хаммельбург), где ансамбль стал Лауреатом I премии. Профессиональные требования и конкуренция на музыкальном соревновании были высокими. Конкурсные состязания проходили в три тура. Во всех дуэтах гитара сочеталась с каким-либо инструментом: скрипкой, виолончелью, флейтой, гитарой… В жюри — маститые инструменталисты. Оценивалась уровень ансамблевой игры исполнителей и музыкально-колористическое сочетание инструментов.
Ольга: В этом конкурсе у нас была очень серьезная программа. Обязательным было исполнение произведения современного немецкого композитора Герберта Баумана, изначально написанного для гитары и флейты. Каждый ансамбль делал свое переложение этого произведения. Соревнование получилось очень напряженным, интересным, ведь одно и то же сочинение можно было услышать в разных трактовках, но мы заняли I место.
Валерий: Конкурсы не забываются. Они требуют серьезной технической подготовки, огромных затрат времени и очень сложны в эмоциональном плане. Это большая школа жизни. Для нас участие в этом конкурсе стало настоящей профессиональной победой. Но мы решили для себя, что это последний конкурс в истории нашего дуэта. Дальше наша деятельность стала развиваться в концертно-фестивальном направлении.
Когда ростки прорастаютКроме концертной деятельности Ольга и Валерий ведут педагогическую. Оба преподают в ДМШ № 1 имени Д. Д. Шостаковича. Директор школы Лариса Николаевна Шкурко поверила в молодых педагогов. Так впервые в истории Самары у нас появился класс игры на мандолине.
Валерий: Мы с Олей соединяем наших учеников в ансамблях — секстетах, октетах. Вместе этими ансамблями руководим. Ольга у нас добрый, мягкий педагог, а я — жесткий и строгий. (Смеется). Когда на занятия приходит 5-6-летний ученик, а через пару лет он выходит на сцену, хорошо играет, ему аплодируют — это доставляет большое удовольствие. У меня еще есть возможность заниматься с учениками на следующих ступенях музыкального образования — в Самарском музыкальном училище и Институте Культуры и Искусств. Для меня особая радость, когда ученик заканчивает один уровень и переходит на другой.
Ольга: Это огромное удовольствие — заниматься с талантливыми детьми, замечать, как ребенок приходит с горящими глазами на урок, наблюдать, как он растет, развивается, видеть результаты своей работы и понимать, что все не напрасно.
Текст: Юлия Шумилина