Продолжает свою работу выставка «Любовь к трем апельсинам. Венеция Казановы — Петербург Дягилева»

Добавлено 09 февраля 2023 Анна Винсковская Зав. концертным отделом

Шереметевский дворец. Музей музыки

8 ноября 2022 в Шереметевском дворце XIII Международный фестиваль искусств «Дягилев. P.S.» в партнерстве с Санкт-Петербургским государственным музеем театрального и музыкального искусства представил межмузейный выставочный проект «Любовь к трем апельсинам. Венеция Казановы — Петербург Дягилева», который посвящен отражению образа Венеции XVIII века в культуре Серебряного века.

Джакомо Казанова и Сергей Дягилев выступают в этом проекте как символы своих эпох. Интерес русской культуры начала ХХ века к венецианскому сеттеченто, подогретый «Историей моей жизни» Казановы, сильнейшим образом отразился не только в изобразительном, но и сценическом искусстве. Импровизационная стихия комедии дель арте, творчество Гольдони и Гоцци стали источниками вдохновения для Серебряного века. Более того, современники Дягилева часто стилизовали не только искусство, но и жизнь под эту воображаемую Венецию эпохи Казановы.

Именно Гоцци и его первая фьяба (сказка) «Любовь к трем апельсинам», написанная драматургом в острой полемике с реформатором комедии дель арте Гольдони, объединяют в новом выставочном проекте Венецию и Петербург, итальянское сеттеченто и Серебряный век — короткий век «русского Ренессанса». Выставка построена как драма в четырех актах. В первом акте «Венеция в Петербурге Серебряного века» заявлены основные мотивы: карнавал «веницейской жизни», а также театральность и чувственность, которыми она пронизана. Второй акт «Арлекины Серебряного века» посвящен сценическим исканиям Всеволода Мейерхольда и его соратников. В третьем акте «Езда в остров любви» сделан акцент на жизнетворчестве богемы Серебряного века, творившей жизнь по образцу комедии дель арте. Четвертый акт «Маскарад. Время закатов» — это трагический финал эпохи, который предсказан в ее последнем спектакле, поставленном по пьесе Лермонтова «Маскарад» Всеволодом Мейерхольдом на сцене Александринского театра — его премьера состоялась в вечер Февральского переворота.

Специально для выставки Илона Маркарова (Театро Ди Капуа) совместно с Джулиано Ди Капуа и Денисом Антоновым создала аудиоспектакль на основе стихов, мемуаров, писем действующих лиц Серебряного века. Будет также издан альбом-каталог выставки.

Выставочный проект состоялся благодаря активной поддержке отечественных музеев

Помимо Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства в выставке принимают участие 19 партнеров. Работы венецианцев Луки Карлевариса, учителя знаменитого Каналетто, и Пьетро Лонги, мастера жанровых сценок, которых почти нет в музеях России, предоставил Государственный Эрмитаж. Из Третьяковской галереи приедут работы «трех С» Серебряного века — Н. Сапунова, С. Судейкина и К. Сомова, а Русский музей выдает даже такие хиты своей экспозиции, как портрет Мейерхольда кисти Б. Григорьева и «Ужин» Л. Бакста. Государственный исторический музей предоставил уникальный портрет Казановы в молодости, написанный его братом. Редчайший экспонат из коллекции Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства — полный костюм Коломбины, включая атласные башмачки, который сшила по эскизу С. Судейкина Ольга Глебова-Судейкина, одна из героинь ахматовской «Поэмы без героя», легендарная Коломбина Серебряного века. Кроме того, в Шереметевском дворце впервые встретятся написанные Татьяной Гиппиус три портрета ключевых фигур Серебряного века — Любови Блок, Александра Блока и Андрея Белого — из собраний Мемориальной квартиры Андрея Белого (филиал Государственного музея А. С. Пушкина), Пушкинского дома и Музея Блока (филиал Государственного музея истории Санкт-Петербурга).

Гости выставки также увидят работы из частных коллекций

Это портрет юного Дягилева кисти К. Сомова из коллекции Алексея Савинова, картина С. Судейкина «Моя жизнь. Привал комедиантов» из собрания Валерия Дудакова, а также композиция «Мейерхольд, уходящий в ночь» из коллекции Дмитрия Чуковского, созданная учеником Мейерхольда В. Дмитриевым незадолго до трагической гибели режиссера. Без этих работ, экспонируемых крайне редко, выставка лишилась бы важных красок.

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору