Музыканты признались, что концерт в Воронеже оказался самым приятным за время всего их тура
Фото Андрея Парфёнова.
В Воронеже закончился фестиваль «Джазовая провинция», который наряду с Платоновским международным фестивалем является, пожалуй, самым значительным культурным событием в регионе. Мероприятие, собирающее на разных сценах как именитых мастеров джаза со всего мира, так и молодых воронежских музыкантов, проходило с 1 по 6 ноября. «МОЁ! Online» подводит итоги фестиваля с его воронежским продюсером Александром Лукиновым.
— Александр, как формировалась программа «Джазовой провинции»?— Мы старались найти правильное соотношение между классическими и авангардными тенденциями в джазе. В результате у меня ощущение, что общая картина фестиваля удалась, в ней присутствует завершённое высказывание. Вообще, в этом году у нас выступили очень разноплановые коллективы. Нам интересны музыканты, которые ищут собственное лицо. Мы делаем фестиваль не из тех людей, которые хотят нравиться публике, а из тех, которые публике нравятся. Это разные вещи.
Реклама 14
— Билеты на «Джазовую провинцию» нельзя было достать уже за неделю до фестиваля. Говорит ли это о том, что воронежцы стали больше ценить джаз?— С тех пор, как мы начали проводить фестиваль, публика в Воронеже стала более продвинутой в плане восприятия джаза. Уровень подготовленности слушателей отметили многие музыканты. Вы знаете, что всегда пунктуальные американцы, квартет пятикратного обладателя премии «Грэмми» Артуро О‘Фарилла, обычно без выхода на бис, минута в минуту завершающие свою программу, задержались на сцене гораздо дольше обычного. Их так принимали, что они завелись, в хорошем смысле, и отработали на кураже полтора часа вместо 60 минут. Позже они сказали, что воронежский концерт был самым приятным во всем туре. (Кроме концертов в «Джазовой провинции», у квартета О’Фарилла свой тур по городам России, включая Москву, Ростов, Курск и Краснодар). В нашем городе был один из лучших приёмов, качество работы звукорежиссёров, подготовленность публики… Их всё впечатлило.
Фото Андрея Парфёнова.
А что касается билетов, то их могло быть и больше. Но в Воронеже лишь две площадки с подходящими нам роялями: филармония и Воронежский концертный зал. Последний в эти дни был занят, там проходил детский театральный фестиваль «Маршак». Так что нам не оставалось ничего другого, как организовать концерт в филармонии, рассчитанной всего на 450 мест. Для Воронежа такое количество профессиональных площадок недостаточно. Без достойной музыкальной инфраструктуры невозможно ощутить статус региональной столицы.
— Некоторые концерты были перенесены в книжный клуб «Петровский», где совсем маленький зал…— Для камерных составов это было неплохо — взаимодействовать со слушателем на расстоянии вытянутой руки. Думаю, мы продолжим делать такие концерты в «Петровском», там своя энергетика.
— Расскажите о закулисье проекта. Раньше случались разные форс-мажорные ситуации: и звонки о минировании зала поступали, и музыканты на выступления опаздывали…— В этом году внештатных ситуаций не было, и это очень хорошо. Обычно их интересно наблюдать со стороны. А для нас важно, чтобы все проходило без эксцессов и прочих проблем. Некоторые наши артисты даже успели погулять по Воронежу. Мы бросили клич среди волонтёров фестиваля, и они показали Магнусу Мелю, Артуро О‘Фарилу и Борису Козлову исторический центр Воронежа.
— Подготовка к следующему фестивалю уже началась?— Она начнётся в начале следующего года. Пока мы с музыкантами что-то обсуждаем, делаем какие-то наброски. Весной же начнем складывать пазл «Джазовой провинции-2018».
— Джаз понимают далеко не все. Ценители же говорят, что до этой музыки надо дорасти.— Не раз случалось, что на моих глазах люди, джаз не воспринимавшие, меняли своё мнение. Вот, например, несколько дней назад в клубе, где мы проводили концерт, одна слушательница мне сказала: «Мне 40 лет, и никогда не думала, что джаз может так зацепить. Раньше для меня это было что-то непонятное, сложное. А на сегодняшнем концерте я вдруг почувствовала энергетику со сцены и поняла, что музыкант хотел до меня донести! Я влюбилась в эту музыку!» Я тогда ей ответил: «Вполне возможно, что этот концерт был именно для вас».
— То есть, всё должно совпасть: время, место, настроение?— Да, всё должно совпасть. Человека зацепило, и он меняет отношение, для него слово «джаз» превращается во что-то манящее, живое. Эта музыка проникает в тебя, и от этого никуда не деться.
Фото Андрея Парфёнова.
Справка:
Передвижной фестиваль «Джазовая провинция» создал в 1996 году курский пианист и композитор Леонид Винцкевич. В этом году он прошёл в России уже в 22-й, а в Воронеже — в 15-й раз подряд. Уникальный в своем роде праздник джаза ежегодно посещает от 10 тысяч до 20 тысяч зрителей в разных городах России. За историю фестиваля в нём участвовали сотни музыкантов из десятков стран мира.
moe-online.ru