24 мая, в День памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, в День славянской письменности и культуры фестиваль «Покровские встречи» памяти Святителя Игнатия (Брянчанинова) завершился концертной программой «VIVA LA MUSICA», которую исполнил Хор мальчиков Санкт-Петербурга под управлением Вадима Пчелкина. В 1997 г. на открытом конкурсе Хоровых коллективов в Санкт-Петербурге хор был удостоен премии «Гран-при». На фестивале в Вологде Хор мальчиков также продемонстрировал высокое профессиональное мастерство, исполнив светскую и духовную музыку различных направлений и эпох.
В завершение вечера зрители в зале аплодировали коллективу стоя. Начальник Департамента культуры и туризма Владимир Александрович Осиповский вручил коллективу диплом за участие в VII-м Открытом фестивале православной культуры «Покровские встречи» памяти Святителя Игнатия (Брянчанинова):
«Вадим Александрович, ребята, огромное спасибо за уникальный концерт, который стал фееричным завершением фестиваля „Покровские встречи“. Я знаю, что вы уже дважды бывали в Вологде, желаю побывать и в третий раз, в следующем году нас ждет Гаврилинский фестиваль, и, мы надеемся, что вы станете украшением этого фестиваля».
С основателем, художественным руководителем и дирижером хора
Вадимом Пчёлкиным удалось пообщаться пресс-секретарю Вологодской филармонии Евгении Лапцовой.
— Вадим Александрович, как составлялась программа концерта?— У нас получилась очень духовная, просветленная поездка, мы посетили очень много храмов, пели в Толгском Свято-Введенском монастыре в Ярославле, жили там три дня, откуда и приехали в Вологду. В Вологде мы уже не в первый раз, коллектив ранее выступал на Гаврилинском фестивале. Формируя программу в этот раз, мы отталкивались от того, что «Покровские встречи» — фестиваль духовной музыки. Поэтому в первом отделении мы представили основные вехи в развитии русской духовной музыки. Программу второго отделения мы стремились составить из произведений, которые хотела бы услышать публика. Так, произведения
Карла Орфа «О Фортуна» из кантаты «Кармина Бурана» и «AveMaria»
Франца Шуберта публика всегда принимает с огромным удовольствием. «AveMaria» мы исполнили в нестандартной для слушателя обработке — акапельно. Также мы исполнили песни на музыку Виктора Калинникова. Мне кажется, что этот композитор в последнее время незаслуженно обделен вниманием. Русские народные песни всегда присутствуют в репертуаре нашего хора, сегодня мы исполнили песни «Вечерний звон» и «В тёмном лесе» в обработке А. Свешникова. Конечно же, мы привезли сочинения Валерия Александровича Гаврилина — «Маму» на стихи Альбины Шульгиной из цикла «Земля» и «Палочку-считалку», с которой начались знаменитые гаврилинские «Перезвоны». Валерий Гаврилин — один из моих самых любимых композиторов с детства. У меня дома была пластинка «Земли» в исполнении хора мальчиков под управлением Федора Михайловича Козлова, я слушал эту пластинку каждую неделю и думаю, что так, как я знаю «Землю», её не знает никто. Когда нам несколько лет назад предложили принять участие в Международном музыкальном Гаврилинском фестивале, а хор был в то время молодой, я принял это за высокое счастье. Одно дело, когда ты знаешь музыку, и другое дело, когда тебе дают возможность самому к ней прикоснуться. С этого момента в репертуаре нашего хора — фрагменты «Перезвонов», песни Валерия Александровича. В 2017 году в Петербурге будет проходить фестиваль Гаврилина, к которому мы будем готовить пятнадцать его песен. Валерий Александрович для нас особый композитор, которого мы считаем своим, родным. Я жалею только о том, что Валерий Александрович совсем немного недожил до того, чтобы услышать нашу музыку. Однажды музыка Гаврилина исполнялась на концерте в Большом зале Петербургской филармонии, в котором наши мальчики-солисты принимали участие. Я подошел к нему и сказал: «Валерий Александрович, мне так хотелось бы, чтобы Вы приехали послушать ребят, и, может быть, наш хор вдохновит Вас на новое сочинение». Он очень оживился и ответил: «С большим удовольствием, Вы только скажите — когда». Но я был очень молод и не мог позволить себе позвонить именитому композитору и пригласить на концерт, ведь нужно тщательно подготовиться. Однако через несколько месяцев Валерия Александровича не стало.
-Хоровая студия насчитывает сегодня более 400 мальчиков и юношей. Стабилен ли состав коллектива или имеет место ротация?— У нас очень большая ротация кадров из-за мутации, ломки голоса. Мальчики поют у нас в хоре только до 12–13 лет. На сегодняшний день наш концертный хор, составляющий 120 человек, как раз в том качестве, в котором хотелось. Но уже 1 июня у нас начнется новый учебный год, придет 40 новых детей, а около 30 юношей либо перейдут в юношеский хор, либо сделают небольшую паузу. Почти одна треть коллектива обновляется ежегодно.
— У Вашего хора очень насыщенный концертный график: не менее 50 концертов в год, в том числе за границей. Поделитесь, пожалуйста, творческими планами? — Ежегодно гастроли хора проходят в городах России и Германии, хор также побывал в Голландии, Швейцарии, Франции. Обычно у нас две гастрольные поездки в год. В декабре — Европа, а во втором полугодии-либо Германия, либо Россия. В этом году так получилось, что мы были и в Германии, в Дрездене, и в Вологде. На следующий год запланированы гастроли по городам Европы на весь декабрь, а весной нас на две недели ждет Англия. Мы везде путешествуем на автобусе, мальчики уже привыкли к «дому на колесах».
— Успели ли Вы с ребятами посмотреть город?— Да, мы побывали в Софийском соборе, у нас была очень интересная экскурсия по музею Варлама Шаламова. Завтра мы планируем заехать в деревню Перхурьево, в дом Валерия Гаврилина.
Автор Евгения ЛАПЦОВА
Фото Евгении Лапцовой