«Зелёный шум» — яркие аккорды талантов
«Зеленый шум» пропускать нельзя!" — этот рефрен прочно укоренился в моем сознании к середине концерта открытия VI Молодежного фестиваля искусств, состоявшегося в Сургутской филармонии.
Проникнутая теплотой приглушенного света сцены в ее звуковом наполнении живым дыханием музыкальных инструментов, я улыбнулась тому евангельскому эпизоду, который пришел мне на память: три апостола, взятые Иисусом на гору Фавор, преисполнившись сладостной благодати преображения, воскликнули: «Хорошо нам здесь быть: сделаем три кущи…».
В эти-то умозрительные, но такие желанные для изголодавшихся по ароматам и первоцветам весны сибиряков «райские кущи» нынешнего музыкального форума, из которых льется перерождающая душу красота, захотелось окунуться и мне, забыв о всякой условности декорационного оформления.
И теперь, размышляя о многозначительности фестиваля в судьбе каждого отдельно взятого человека, мне кажется, что этот нечаянно пришедший образ совсем не случаен.
Ведь если говорить о высокой миссии фестиваля как формы организации большого культурного события, то это, безусловно, миссия проповедника искусства, идущего ко всем и к каждому, кто открыт к восприятию, готов слушать и слышать.
— А слушать надо обязательно, — напутствовал горожан в своей речи на предваряющей открытие пресс-конференции председатель комитета культуры и туризма администрации города Сургута Владимир Фризен.
Он подметил, что не каждый день нам выпадает возможность встречи с лауреатами Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик».
Фестиваль, как праздничная череда концертов, способен проложить путь к сердцу каждого. Дух фестиваля всегда демократичен, открыт по формату, добр по интонации и доступен по цене для любого зрителя, а потому зажечь искорку веры в чудодейственную силу музыки способен не концерт сам по себе, а концерт внутри фестиваля, чтобы этот вдохновенный интерес распространялся и на другие события.
Вторил этим словам правдивый довод, который прозвучал из уст директора Сургутской филармонии Якова Черняка, что именно в этот раз у организаторов сформировалось точное представление об оптимальной цене на билеты. Действительно, это было подтверждено заполненными залами.
Координатор фестиваля и заместитель директора Сургутской филармонии Андрей Чибирев отметил, что билеты на концерты открытия и закрытия «Зеленого шума» были раскуплены за две недели до начала. Остались места лишь на балконах. В самом деле, даже при таких небольших зарплатах, как у учителей музыкальных школ, и среднестатистических родителей с детьми, отдать 500 рублей за двоих вполне приемлемо и в целом ненакладно.
Итак, картина: отрок, изрядно уставший от уроков, не очень-то охотно идет в филармонию, пребывая в ожидании эмоциональной принудиловки… Сцена, занавес открывается… И вдруг перед ним предстает лучезарная ведущая, которая, как Белоснежка, с любовью к музыке и детям легким языком открывает ему мир своих младших друзей — его ровесников. А вот и они, такие же дети. Но… В заветной паузе перед первыми звуками, что они донесут до зрителей, происходит невидимая трансформация атмосферы в зале: от умиленного созерцания к серьезной сосредоточенности перед слушанием.
Фавориты госпожи МузыкиТрадиционно Молодежный фестиваль искусств «Зеленый шум» открывается концертом лауреатов (читать — победителей) Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик». В этот раз нам выпало счастье личного знакомства с изумительной пианисткой, победительницей телевизионного конкурса и, что дороже, обладательницей приза зрительских симпатий десятилетней Александрой Довгань. Вторым мощным впечатлением стало выступление безупречного денди от музыки Павла Мнацаканова, молодого виртуоза с армянскими корнями, отчасти объясняющими секрет его таланта, который за сутки до перелета в Сургут вернулся в Москву с гастролей в Лос-Анджелесе.
Не скрою, я даже нашла в Интернете дополнительную информацию относительно «32 вариаций» Бетховена, которые он исполнял первым номером своей программы. Захотелось найти объяснение той ритмоформе, что, как часы совести, вдруг настойчиво завелась где-то внутри меня.
И оказалось, что жизненные переживания были заложены в произведение как спор старого и нового самим композитором, а теперь четко интерпретированы шестнадцатилетним лауреатом одного из предыдущих «Щелкунчиков», берущим за живое своей игрой.
В этом году художественный руководитель фестиваля Екатерина Мечетина, пригласив только учеников Центральной музыкальной школы, подобрала такой крепкий и безоговорочно талантливый состав артистов, что погружение слушателя в музыкальную реальность было полным и ровным в продолжение всего концерта открытия.
Разве только два пианиста, Александра Довгань и Павел Мнацаканов, показали себя, как стойкие оловянные солдатики, дав два концерта за два дня, в Сургуте и Ханты-Мансийске? Нет. Первыми обозначили мощную лигу чемпионов саксофонист Дмитрий Пинчук, и запомнившийся ярким импровизированным танго «Ревность» скрипач Даниил Бессонов в дуэте со своим братом Никитой Бессоновым.
— Это тот самый случай, — заметила ведущая, традиционно аккомпанирующая своим младшим коллегам, — когда побольше бы таких детей, которых не с кем оставить дома.
Действительно, Никита — младший из братьев Бессоновых, которые выступают в составе трио: старший, Иван, — пианист, средний и младший — скрипачи. Так получилось, что Сургутский фестиваль, на который был приглашен средний брат Даниил, совпал по времени с конкурсом в Германии, куда отправился Иван в сопровождении отца. Не оставлять же озорника Никиту одного, решили взрослые, и от этого, кажется, выиграли все. Никита просил передать всем зрителям, что он любит баловаться, однако ему хватает времени на дело, он хочет равняться на старших братьев и стремится стать хорошим скрипачом. При этом ему нравится выходить на поклоны, выражая свою индивидуальность шаловливыми подскоками.
И к этому, как ни странно, публику подготовил дирижировавший нашим симфоническим оркестром во втором отделении концерта лауреат всероссийских конкурсов Алексей Рубин. Он отметил, как важно учиться у детей жизнелюбию и непосредственности, которыми юные музыканты заряжают всех на репетициях совместных выступлений.
Я спросила президента фестиваля, многоипостасную (президент и худрук, ведущая и концертмейстер, солистка и преподаватель) Екатерину Мечетину, какими словами она напутствует детей перед выходом на большую сцену. И услышала довольно «будничную» установку играть как обычно, как в классе, не стараясь никого перещеголять, но только учитывать отсутствие «четвертой стены».
И поразительно, что игра юных исполнителей настолько всесильна, что превращает условность в безусловность: всего лишь мгновенье назад музыкальная мысль, бывшая только образом, вдруг обрушивается на слушателя стихийной энергией, распространяющейся до самых далеких уголков большого зала. В это мгновение стирается грань между артистом и зрителем.
Формула успешного форумаНесмотря на то что сейчас фестиваль сконцентрировался только на музыке, как на царице всех искусств, продюсерский пилотаж проекта показал, что ощутимо набрал высоту.
Феномен убранной четвертой стены стал отличительной чертой шестого музыкального форума, поскольку именно в этот раз он начал совершенствоваться в двух направлениях.
Во-первых, выражаясь языком музыкальной педагогики, подключилась «вторая рука». Но это не просто рука, а рука-владыка! На второй пятилетке к основному организатору — Сургутской филармонии финансово присоединилось правительство Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.
Сургутский молодежный фестиваль искусств приобрел статус регионального проекта, и очевидно, что поддержка окружного правительства, выстраивающего политику межмуниципальных связей, позволила расширить географию проведения культурной подпитки региона.
Эти новые связи представляют числовую формулу нынешнего фестиваля множеством цифр и даже равенств, но в основном, вероятно, калейдоскоп событий укладывается в самый удобный и целостный музыкальный размер — четыре четверти. Четыре лауреата-«щелкунчика» и четыре фестивальных программы, представленные в трех городах региона шестью концертами.
Центральным событием для многих любителей музыки, помимо сольного концерта солистки Московской консерватории Екатерины Мечетиной, стал особый музыкальный продукт со знаком качества — «Баян от ростовчан» под руководством давнего друга Сургута, заслуженного артиста РФ, баяниста Юрия Шишкина. Третья фестивальная программа «оБАЯНие» объединила несколько поколений сургутских баянистов и аккордеонистов в эксклюзивных ансамблевых номерах, приготовленных специально для нашей публики.
И, наконец, пожалуйста — любопытные равенства: два концерта открытия с участием юных музыкантов (в Сургуте и Ханты-Мансийске) и два концерта закрытия фестиваля с новоименцами Ольги Пилецкой, чье региональное отделение празднует в нынешнем году свое 25-летие.
Сорок четыре бережно выпестованных ею питомца (из трехсот — за четверть века), вставших на крыло и слетевшихся из разных уголков страны на торжественное закрытие фестиваля, дали в Нижневартовске концерт «На бис».
Но все-таки тяготение к устойчивой фигуре зеленого квадратика, что на афише, подтверждается охватом зрительской аудитории, а это более четырех тысяч человек в трех городах на шести концертах «Зеленого шума».
И это, как поется в известной песенке, «очень, очень хорошо!».
ugra.mk.ru/culture…html