РАСО вчера, сегодня, завтра

Добавлено 11 декабря 2015 muzkarta

Ростовский академический симфонический оркестр, Ростовская филармония, Валентин Урюпин (дирижер, кларнет)

Нынешний концертный сезон пройдет для Ростовского академического симфонического оркестра под знаком юбилея. Оркестру — 80.

Юбилей — это праздник, когда принято оглядываться назад, чтобы осмыслить пройденное, поэтому без исторического экскурса никак не обойтись.

Ростов издавна был большим культурным центром. В многообразной концертной жизни Ростова начала XX века существенную роль играла оркестровая музыка. Согласно архивным данным, еще в конце XIX столетия Ростов располагал четырьмя весьма приличными профессиональными оркестрами и одним любительским. Здесь устраивались концерты и даже симфонические сезоны, что наблюдалось тогда далеко не во всех провинциальных городах. Насыщению и разнообразию концертной жизни немало способствовали и гастроли. В разные годы в Ростове побывало множество крупных музыкантов — Модест Мусоргский, Николай Рубинштейн, Сергей Танеев, Сергей Рахманинов, Пабло де Сарасате и др. Встречи с мастерами такого ранга превращались в незабываемые события и имели большое значение для формирования мировоззрения, художественных вкусов местных музыкантов.

Архивные документы и периодика начала XX века говорят о двух оркестрах, существовавших тогда в городе, — при «Клубе приказчиков» и «Коммерческом». Состав коллективов, судя по высказываниям известных музыкантов-дирижеров, которым доводилось с ними работать, был достаточно сильным. В Ростове выступали замечательные дирижеры. В их числе С. А. Кусевицкий, А. А. Литвинов, Л. П. Штейнберг. Довольно часто в симфонических концертах принимали участие в качестве дирижеров русские композиторы — представители разных поколений: М. М. Ипполитов-Иванов, A. C. Аренский, Р. М. Глиэр. Они давали возможность провинциальному слушателю познакомиться с достижениями отечественной музыки.

В предреволюционные годы деятельность симфонических оркестров (а их по-прежнему было два) достигла подлинного размаха. Только в течение трех сезонов (1915–1917) состоялось свыше 60 концертов — явление небывалое для Ростова. В летние месяцы в Ростов съезжались оркестранты столичных консерваторий и императорских оперных театров, образуя здесь замечательные симфонические коллективы. Но началась Гражданская война, разруха, график железнодорожного сообщения был нарушен, и кривая развития симфонического искусства на Дону резко пошла вниз.

К началу 30-х годов возникла крайняя необходимость в создании симфонического оркестра в городе. И решение президиума Ростовского горсовета от 27 февраля 1935 года об организации в городе постоянно действующего симфонического оркестра с началом работы 25 апреля 1935 года оказалось настоящим событием в культурной жизни Дона.

Первым дирижером коллектива стал Бруно Берман — выпускник музыкального училища при Ростовском-на-Дону Императорском русском музыкальном обществе. Это был замечательный музыкант, настоящий подвижник своего дела. Создав Ростовский симфонический, он в последующем стоял у истоков других российских оркестров — в Сталинграде, Воронеже, Куйбышеве, Барнауле.

Ростовский симфонический оркестр открывал свою историю 12 октября 1935 года. В программе концерта прозвучали Симфония № 4, Скрипичный концерт, увертюра «Ромео и Джульетта» П. И. Чайковского в исполнении Мирона Полякина, который в 1925 году в США стал «чемпионом мира по скрипке». В Ростове еще живут люди, которые помнят Дмитрия Шостаковича в качестве концертирующего пианиста. Им посчастливилось слышать в его исполнении Первый концерт Чайковского и сыгранные на бис «Три фантастических танца».

Таким было начало истории ростовского оркестра. А после отъезда первого маэстро оркестром стал руководить Николай Аносов — выдающийся русский дирижер и педагог. Удивительно, что как дирижер Аносов формировался во многом самостоятельно, в процессе практической работы, которую он вел с 1929 года, официально же он окончил Московскую консерваторию лишь в 1943 году, когда его имя уже было хорошо известно и музыкантам, и слушателям.

Н. П. Аносов был удивительным человеком, в котором сочетались высокий профессионализм, тонкая интуиция, доброжелательность к людям, общительность и чувство юмора.

А потом на протяжении долгих лет, проявляя высокий профессионализм и проповедуя многогранность творчества и принципы новаторства, оркестром руководили многие именитые дирижеры: М. Паверман, Л. Кац, С. Коган, Р. Мартынов, П. Грибанов, Ю. Ткаченко, В. Вилинов, А. Поляничко. Каждый из них вписал свою страницу в историю коллектива. Сохраняя и приумножая лучшие традиции исполнительского мастерства, неустанно работая над расширением репертуара, с большим талантом и вдохновением, эти люди вывели Ростовский симфонический оркестр на уровень одного из ведущих творческих коллективов России.

Леонид Кац бессменно возглавлял симфонический оркестр Ростовской областной филармонии 22 года — не часто встречающийся пример длительного и плодотворного содружества. Говорят, что дирижер — это штучная профессия. Им нельзя стать, им надо родиться. Кац был ярким представителем этой профессии: одаренным, целеустремленным, эмоциональным и очень талантливым. Большую часть своей жизни этот неординарный человек посвятил становлению Ростовского симфонического оркестра. Под его управлением в Большом зале филармонии и в гастрольных поездках прозвучали сотни произведений.

Ростовские меломаны рукоплескали Мстиславу Ростроповичу и Олегу Кагану, Александру Слободянику и Лиане Исакадзе. Именно под руководством маэстро Каца в 60-е-70-е годы Ростов-на-Дону приобрел всесоюзную славу музыкального города.

С 1976-го по 1991-й главным дирижером Ростовского симфонического оркестра был Семен Коган. Благодаря его усилиям концертная жизнь в Ростове в этот период стала особенно интенсивной. В Ростове шесть раз проводились выездные заседания секретариата правления Союза композиторов СССР. Постоянными гостями концертов оркестра были выдающиеся российские композиторы Родион Щедрин, Тихон Хренников, Микаэл Таривердиев, Александра Пахмутова, Гия Канчели, Владислав Казенин и многие другие.

Важной вехой на пути развития коллектива стало участие во II Всероссийском конкурсе симфонических оркестров в 1984 году и полученное звание лауреата.

Яркой страницей в истории оркестра стали те 12 лет, в течение которых во главе коллектива стоял выдающийся дирижер Равиль Мартынов. В то время на концертах симфонической музыки свободных мест в зале практически не было, и происходило это не только благодаря искусно продуманным программам. К ростовчанам пришло осознание масштабности личности маэстро и понимание того, что каждый прослушанный в его исполнении концерт — подарок, за который надо быть благодарным судьбе.

Равиль Энверович производил на слушателей и музыкантов едва ли не магическое воздействие, умея выразить самую суть произведения. Мартынов умел повести музыкантов за собой, не противопоставляя себя коллективу, а сливаясь с оркестром в единое целое.

С первых дней работы с оркестром Равиль Мартынов задал высочайший уровень артистической ответственности, не позволяя музыкантам опускаться ниже. В результате после блестящего выступления коллектива в Москве в 1994 году оркестру было присвоено почетное звание академического.

История и современная жизнь коллектива — это неустанный творческий поиск. Ростовский академический симфонический оркестр остается постоянным участником многих престижных российских и международных фестивалей и конкурсов разных лет, среди которых «Ростовские премьеры», «Рахманиновские дни в Ростове», «Донская музыкальная весна», «На перекрестке культур», фестиваль музыки им. В. Лютославского в Польше, Иоганна Штрауса в Испании, симфонической музыки им. Сафонова в Кисловодске, «Мир Кавказу», «Певчие третьего тысячелетия», «Путь к мастерству» и др. О некоторых из них хотелось бы рассказать подробнее.

История фестиваля «Донская музыкальная весна» охватывает более четверти века. Первая «Весна» проходила в мае 1964 года. Ее гостями и участниками были Дмитрий Шостакович, Дмитрий Покрасс, Евгений Родыгин, Ян Френкель, Сергей Баласанян. В дни этого фестиваля состоялась историческая встреча Шостаковича с Михаилом Шолоховым. Именно тогда Шостакович отметил высокое исполнительское мастерство ростовского симфонического оркестра и отличную работу его дирижера.

Близкий принцип лег в основу еще одного фестиваля, которому дано имя «Ростовские премьеры». Первый фестиваль современной музыки был открыт в зале Ростовской филармонии, славном своими творческими событиями и достижениями, 29 ноября 2001 года. В ноябре нынешнего года прошел уже Пятый фестиваль. Цели и принципы его неизменны. Прежде всего, фестиваль призван показать и доказать ростовчанам, гостям, российской общественности, что высокое, академическое музыкальное искусство все еще востребовано как в Ростове, так и во всей России, невзирая на затянувшийся драматизм наших экономических и культурных будней. Поэтому основная цель фестиваля — просветительская, гуманистическая.

Одна из отличительных черт «Ростовских премьер» — исполнение музыки наших выдающихся творцов-современников, в том числе в их присутствии. Гия Канчели и Валентин Сильвестров, Борис и Александр Чайковские, Эдуард Артемьев, Кшиштоф Пендерецкий, Родион Щедрин, Андрей Эшпай — вот далеко не полный список композиторов, которые за эти годы представляли в Ростове свои премьеры.

Еще одна веха в истории Ростовского академического симфонического оркестра — Фестиваль симфонических оркестров мира. По замыслу организаторов (АСКОР), на каждом фестивале Россию должен был представлять один оркестр. В 2007 году это был коллектив под управлением Юрия Темирканова. Но АСКОР решила ввести в состав прославленного коллектива музыкантов из крупнейших региональных оркестров. Было отобрано 18 оркестрантов. Самую представительную группу среди них — 6 человек — составляли артисты РАСО.

И уже на следующем, III фестивале в 2008 году РАСО стал полноправным участником фестиваля. Оркестр выступал между Бамбергским оркестром и Оркестром Шведского радио. Чтобы показать все возможности коллектива, художественный руководитель и главный дирижер Юрий Ткаченко сделал ставку на произведения русских авторов, исполнив в программе музыку балета «Жар-птица» Стравинского и Третью симфонию («Божественную поэму») Скрябина. Как отмечал один из музыкальных обозревателей: «Концерт Ростовского академического симфонического оркестра, безусловно, событие музыкальное, а не статусное… Коллектив никогда не ставил под сомнение свой академический статус. Едва ли имеет смысл сравнивать ростовчан с их коллегами из Вены или Берлина, но в Москве Ростовский симфонический оркестр показал себя абсолютно зрелым, сильным, профессиональным коллективом». Действительно, ростовский оркестр вошел в число лучших участников форума. Выступление на фестивале явилось признанием высокой исполнительской репутации коллектива.

Значимым событием в новейшей истории коллектива стало участие в III Симфоническом форуме России (Екатеринбург, сентябрь 2014-го). Концертные мероприятия этого всероссийского проекта посетили около 6000 слушателей. Благодаря Виртуальному концертному залу Свердловской филармонии музыка звучала не только в Екатеринбурге: интернет-трансляции концертов собрали огромную аудиторию как в России, так и за рубежом.

Шесть оркестров представили на Форуме свои концертные программы. Помимо выступлений, участники обсудили актуальные вопросы развития отечественных оркестров на семинарах. Прошли творческие встречи, художественные выставки и кинопоказы. Ростовский оркестр достойно исполнил в программе Пятую симфонию П. И. Чайковского и ре-минорную Симфонию Сезара Франка.

В свой юбилейный сезон Ростовский академический симфонический оркестр пришел с новым руководителем. В августе 2015 года на должность художественного руководителя и главного дирижера назначен молодой перспективный музыкант Валентин Урюпин — не только самый титулованный российский молодой кларнетист, но и успешный дирижер. Его педагогами по дирижированию были профессора В. Понькин, Г. Рождественский, А. Левин.

В 2011 году музыкант стал победителем и обладателем специального приза прошедшего в Костроме Всероссийского конкурса молодых дирижеров им. Ильи Мусина. Совсем недавно, в конце ноября 2015-го, Валентин Урюпин получил звание лауреата II Всероссийского музыкального конкурса.

Едва вступив в новую должность, молодой дирижер уже в сентябре принял участие в триумфальных гастролях оркестра в Санкт-Петербурге. Выступление коллектива состоялось на сцене Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга. Ростовских артистов взыскательная публика северной столицы приняла с теплом и радушием.

Конечно, оглядываясь назад, хочется вспомнить замечательные концертные залы, в которых доводилось играть ростовским оркестрантам, те залы, которые являются мечтой тысяч музыкантов в мире. Выступления блистательного коллектива с успехом проходили в Большом зале Московской государственной консерватории, Концертном зале им. П. И. Чайковского, Auditorio de Zaragoza, Auditorio Nacional dе Musica в Мадриде, Palau de la Música Catalana в Барселоне, Suntori Hall в Токио, в филармонических залах Осаки, Нагойи, Кориямы, Йокогамы (Япония), зале Польского радио и многих других.

Но главными, конечно, остаются концерты в родном зале, в родном городе. Своим неповторимым творчеством Ростовский академический симфонический оркестр раз и навсегда изменил течение культурной жизни Ростова-на-Дону. Верность коллектива классическим традициям в сочетании с эмоциональной яркостью, энергией и безупречным вкусом находит восторженные отклики среди публики и прессы. Благодаря оркестру в южной столице сформировалась особая художественная атмосфера ожидания настоящего искусства и радости встречи с ним.

Конечно, современная академическая музыка не может существовать без государственного внимания. Во многом благодаря пониманию и поддержке губернатора Ростовской области Василия Юрьевича Голубева продолжается развитие такого большого и сложного организма, как симфонический оркестр.

80 лет — огромный срок. И это не только тысячи концертов, интересных программ, прославленных имен. Это ежедневный труд большой оркестровой «семьи». Без этого оркестр не зазвучит. Люди, сидящие рядом плечом к плечу, должны испытывать чувство близости, чтобы через звук направить его в зал. А семья — это семь «я» — от мала до велика. И мы видим в оркестре сегодня и седовласых аксакалов-учителей, и музыкантов среднего поколения, и совсем юных. За последние годы состав оркестра (а он насчитывает более ста музыкантов) значительно омолодился. И именно молодым предстоит в будущем развивать дело своих предшественников, продолжая их традиции и создавая новые. И в этой творческой устремленности — залог плодотворных завтрашних свершений РАСО.

Мария ШОРНИКОВА, Ростов-на-Дону
portal-kultura.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору