Первое, что из достопримечательностей Белгорода я показала сестре из Орла, была областная филармония. И это, в общем-то, неудивительно – сюда приводят на экскурсии и юных белгородцев-детсадовцев, и школьников. Но это, так сказать, вид снаружи, здание необычной архитектуры. Внутреннюю же красоту видят только те, кто по-настоящему любит музыку. А в декабре меломанов ждет уникальное событие для нашего города – в филармонии заиграет орган.
Не многие города могут похвастаться этим музыкальным инструментом. Я в советское время слышала орган только в Риге. Этот, как его называют «король инструментов», – самый крупногабаритный музыкальный инструмент. А еще считается, что орган равен симфоническому оркестру – из-за широкого диапазона звуковых частот, богатства тембров.
Сейчас белгородский орган, можно сказать, на последней стадии монтажа. И накануне важного события я задала несколько вопросов художественному руководителю Белгородской государственной филармонии заслуженному деятелю искусств России И. Г. ТРУНОВУ.
– Иван Григорьевич, как возникла идея приобрести орган – до перестройки здания (бывшего ДК железнодорожников. – В. А.) или во время реконструкции?
– Разговор шел до начала строительства, но место искали долго. Предлагалось даже установить его в овальном зале дома правительства. Но он ведь тяжелый – 10 тонн! Поэтому когда все просчитали, учли все «слабые места» здания, от этой идеи отказались. Решили установить орган в его собственной пристройке.
– Наш орган – какой он?
– Он духовой, не электрический, 39 регистров. (Каждый ряд труб одинакового тембра – это регистр. А каждая труба основного регистра воспроизводит только один звук неизменной высоты, силы и тембра. – В. А.). Он не церковный, а светский и по стилистике современный. На нем можно играть музыку и старинных мастеров, и современных авторов.
– По «национальности» он, конечно, немец?
– Да, это работа одной из лучших органостроительных фирм «Германн Ойле». Белгородский – ее третий орган в России. Монтаж нашего скоро заканчивается, потом приедет главный настройщик и эта конечная процедура – настройка – продлится около 40 дней.
– Но ведь органу, как и любому музыкальному инструменту, настройка потребуется и позже. Кто этим займется?
– Наши два музыканта два месяца учились настройке в Германии, на фирме. А фирма дает гарантию на десять лет и в экстренном случае, конечно, поможет. Наши же мастера будут постоянно следить за техническим состоянием органа.
– А он очень «капризен»? К чему у него особые «претензии»?
– Основное – это постоянная температура, влажность, особый «холодный» свет. Никаких штор-портьер, ковров в зале, даже стулья специальные.
– Кто приглашен играть на открытии?
– Пока еще сказать наверняка нельзя. Но есть договоренность с органистами из Санкт-Петербурга, Германии. Между прочим, учиться на органиста надо семь лет.
– Иван Григорьевич, как вы считаете, в нашем не таком большом городе будет востребована органная музыка?
– Думаю, да. Органный зал небольшой, 180 мест, пока планируем три–четыре концерта в месяц. К тому же в нем можно устраивать и камерные концерты, будем приглашать известных музыкантов.
* * *
…А незапланированную экскурсию по залу для меня провел мастер по обслуживанию органа В. В. Кротов.
– Уверен: влажность, температурный режим будут надежными, – сказал Владимир Викторович. – А настраивать орган надо намного реже, чем, к примеру, рояль. Эта германская фирма, известная с 1872 года, делает орган с нуля, и география ее в Европе, конечно, намного шире, чем в России. Сейчас, к примеру, она исполняет заказ для Дании.
Установка органа обычно занимает три–три с половиной месяца. В нашем одних только труб около 2500. Трубы, кстати, и металлические, и деревянные длиной от 20 сантиметров до пяти метров.
У нашего органа два мануала (ручная клавиатура) и ножная педаль. В подвале находится мотор, который подает воздух через воздушные каналы в трубы. За светом, состоянием воздуха в зале следят и контролируют специальные приспособления, компьютер.
…На мой взгляд, самый красивый зал нашей филармонии – органный. Но это не то место, куда будут водить экскурсии, – ведь орган очень требователен к условиям содержания. Так что дождемся декабря – и органной музыки.
Из органной истории«Зародышем» органа можно назвать флейту, волынку. Считается, что «водный орган» – есть и такой – изобрел грек, живший в Египте в III веке до нашей эры. Похожий инструмент изображен на монете времен Нерона. В VII веке орган появился в католической церкви.
Искусство строить органы родилось в Италии, позже в Германии. В XIV веке у него появилась педаль – клавиатура для ног. В средневековых органах ручная клавиатура – мануалы – состояла из клавиш шириной 5–7 сантиметров, ударяли по ним не пальцами, как теперь, а кулаками.
Крупнейший действующий духовой орган находится в Филадельфии, США – 6 мануалов, 396 регистров, 28482 трубы; весит он 287 тонн. В Европе самый крупный орган в римско-католическом соборе (5 мануалов, 229 регистров, 17774 трубы).
Органную музыку сочиняли И. Бах, И. Брамс, Г. Гендель, Ф. Лист, В. А. Моцарт, наш Микаэл Таривердиев. В западных странах орган прежде всего используется на богослужениях – аккомпанирует церковному хору.
Автор:
В. АМЕЛИНА. г. Белгород.
Белгородская правда