Впечатление о Первом международном фестивале Donbas Modern Music Art
Концерт-закрытие фестиваля «Фоносфера ххі: Северная Европа — Япония — Украина» стал мощным аккордом. На фото: солисты-виолончелисты Вадим Ларчиков и Ольга Веселина (Украина) / фото Натальи Петриченко.
Громкое название оказалось созвучным акции. Впервые на донецкой земле был проведен форум, который по всем параметрам (содержанию, уровню организации, представительству участников и гостей) соответствовал лучшим эталонам этого сложного формата. Donbas Modern Music Art поддержали глава Донецкой облгосадминистрации Андрей Шишацкий, глава Донецкого облсовета Андрей Федорук, мэр Донецка Александр Лукьянченко, начальник управления культуры и туризма Донецкой облгосадминистрации Николай Пташка. «Сердцем» фестиваля стали: ректор Донецкой государственной музыкальной академии им. Сергея Прокофьева, член-корреспондент Национальной академии искусств, композитор Алексей Скрипник, председатель правления Донецкой организации Национального союза композиторов Украины, композитор Сергей Мамонов, глава Донецкого областного отделения Национального всеукраинского музыкального союза Татьяна Дорогавцева, а его настоящим «мотором» — член правления НСКУ, композитор Евгений Петриченко.
Донецкий форум проходил в комбинированном формате открытого конкурса-фестиваля, что изначально заинтриговало. В его рамках состоялся конкурс молодых композиторов, в котором участвовали более трех десятков конкурсантов из разных областей Украины в пяти возрастных номинациях (от 7 до 35 лет). Жюри возглавил председатель правления Национального союза композиторов Украины Игорь Щербаков. «Профессиональный уровень участников конкурса оказался довольно высоким, — отметил он. — Донецк поразил обилием талантов».
Убедительную победу одержала одесская школа — Гран-при получила аспирантка Одесской национальной музыкальной академии им. Антонины Неждановой Кира Майденберг-Тодорова (класс профессора Кармеллы Цепколенко) за композиции Punktum для флейты, скрипки, кларнета и альта, «Внутри стихии» для скрипки и баяна. Награждение и концерт лауреатов турнира состоялись на родине Сергея Прокофьева — в селе Красном (Сонцовке) Красноармейского района Донецкой области в музее композитора. Там же прошел концерт лучших учеников Донецкой музыкальной специализированной школы-десятилетки. Для конкурсантов, их преподавателей и гостей фестиваля провели специальную экскурсию.
Помимо конкурса фестиваль был также насыщен камерными и симфоническими концертами (по два в течение шести дней!), творческими встречами и мастер-классами зарубежных гостей. Что касается собственно концертной программы фестиваля, то в ней было несколько ярких точек, которые очертили его основной контур. Запомнилось публике открытие форума — концерт Академического симфонического оркестра им. Сергея Прокофьева Донецкой областной филармонии. Вечер посвятили 100-летию со дня рождения Витольда Лютославского. Впервые в Донецке прозвучали его произведения: «Фортепианный концерт», «Малая сюита», «Книга для оркестра», «Пение-цветы и пение-сказки». В программе приняли участие польские музыканты: Роман Ревакович (дирижер), Йоанна Фрешель (сопрано), Беата Билинска (фортепиано). Поразил яркостью камерный концерт «Двойной дуэт» в зале Донецкой музыкальной академии: уникальный певец Руперт Бергман (Австрия), пианисты Марина Мохрякова и Александр Перепелица, баянист Артем Нижник показали мировой уровень сочинений и исполнительства.
Несомненной удачей фестиваля стал вечер современной оперы и хореографии, где австрийский певец и актер Руперт Бергман исполнил сочинения Рики Наримото (Япония), Цветы Димитровой (Болгария), Юлии Гомельской и Кармеллы Цепколенко (Украина), а также балетная труппа Донецкого театра оперы и балета показала фрагменты из легендарного балета «Пер Гюнт» на музыку Эдварда Грига.
Блестящим был концерт в Донецком областном художественном музее пианистки Дины Писаренко (лауреата Международного конкурса пианистов им. Владимира Горовица). Правда, вторую часть программы с участием ансамбля Art Percussion под руководством Владимира Филатова по техническим причинам (уникальные картины не смогли вынести уровень громкости ударных инструментов) пришлось перенести на улицу, но это только расширило круг слушателей.
Концерт-закрытие фестиваля «Фоносфера ХХІ: Северная Европа — Япония — Украина» стал мощным аккордом. Оркестр Донецкой филармонии под управлением японского композитора и дирижера Масатаки Мацуо звучал прекрасно (что наблюдалось, к сожалению, не во всех программах). Сочинения финна Калеви Ахо, шведов Мирьям Талли и Томаса Лильехольма, японца Масатаки Мацуо и украинца Вадима Ларчикова были исполнены на высоком профессиональном уровне, в том числе и благодаря прекрасным солистам — Вадиму Ларчикову и Ольге Веселиной (виолончель), а также Магнусу Андерссону (гитара, Швеция).
Первый международный фестиваль академической музыки в Донецке стал настоящей заявкой на успех. И никакие форс-мажорные ситуации Donbas Modern Music Art, которые, кстати, остались незамеченными для широкой публики, не смогли затмить ошеломляющего результата: фурора донецкой акции.
Кстати, что касается объединения «два в одном» конкурса и фестиваля, композитор и педагог Томас Лильехольм решил перенять опыт донетчан — посмотрим, приживутся ли наши традиции в Швеции...
Ольга ГОЛЫНСКАЯ, музыковедday.kiev.ua