«Размах эпохи» покажет скрипач Айлен Притчин

Добавлено 12 мая 2014 Пресс-служба СПДМ

Николай Саратовский (фортепиано), Английский зал Дома Музыки, Санкт-Петербургский Дом музыки, Айлен Притчин (скрипка)

14 мая, в среду, в 19.00, Санкт-Петербургский Дома музыки (наб. Мойки, 122) приглашает на сольный концерт молодого российского скрипача, лауреата международных конкурсов им. Крейслера и им. Ойстраха, дипломанта конкурса им. Чайковского Айлена Притчина, который выступит в цикле «Вечера в Английском зале» при поддержке Московской филармонии. В программе - Прокофьев, Барток, Равель, Сен-Санс.

Скрипичная транскрипция сонаты для флейты, написанная Прокофьевым во время войны - монументальное полотно, соответствующее, по замыслу композитора, «размаху эпохи» и исполненное в 1944 году Давидом Ойстрахом и Львом Обориным. Первая Рапсодия венгерского композитора-новатора Белы Бартока - вдохновенное сочинение, выросшее из народных песен и национальных приемов игры на скрипке. Скрипичная соната Мориса Равеля насыщена танцевальными ритмами молодого двадцатого века, в ней гости вечера услышат блюз и «вечное движение». Излюбленная испанская тема откликнется в сонате гитарным звучанием, а затем со всей страстностью раскроется в знаменитой «Цыганке». Закончит вечер самое исполняемое произведение Сен-Санса для скрипки - Интродукция и Рондо-каприччиозо, оставляющее необыкновенно яркое чувство безграничного душевного подъема, поражающее виртуозными пассажами и летящей мелодией.

Айлену Притчину 27 лет. Родился в Ленинграде. Окончил специальную музыкальную школу при Санкт-Петербургской консерватории (класс Елены Зайцевой) и Московскую консерваторию в классе профессора Эдуарда Грача, аспирантом и ассистентом которого является в настоящее время. Победитель нескольких престижных музыкальных конкурсов, среди последних достижений - премии Международного конкурса им. Крейслера (Австрия, 2010), конкурса им. Ойстраха (Москва, 2010), диплом Международного конкурса им. Чайковского (2011). Сотрудничает с Домом музыки с 2011 года. Участник программы Московской государственной академической филармонии «Звёзды 21 века».

Партию фортепиано исполнит лауреат международных конкурсов Николай Саратовский, успешно выступающий не только сольно, но и в ансамбле с такими молодыми скрипачами, как Алёна Баева и Павел Милюков.

Стоимость билетов – 250-300 руб. Аудитория 12+.
Обувь на шпильках, фото-видео съёмка запрещены
Подробная информация на сайте www.spdm.ru
Справки и аккредитация по телефону: (812) 400-1-400

Санкт-Петербургский Дом музыки — федеральное учреждение культуры, созданное в 2006 году с целью подготовки российских молодых музыкантов к международным конкурсам и фестивалям, занимает дворец Великого князя Алексея Романова на наб. Мойки, 122.

Художественный руководитель — народный артист России Сергей Ролдугин.

Творчество Сергея Сергеевича Прокофьева (1891-1953) открыло одну из самых ярких страниц мировой музыкальной культуры ХХ века. Автор множества сочинений разнообразных жанров, создатель нового направления в музыке, Прокофьев оказал мощное влияние на искусство отечественных и зарубежных композиторов-современников. Соната для скрипки и фортепиано (соч. 94 bis) Прокофьева обрела свое дополнительное обозначение («bis»), поскольку представляла собой транскрипцию Сонаты для флейты и фортепиано, созданной в годы войны. Первое исполнение сочинения Николаем Харьковским и Святославом Рихтером состоялось в декабре 1943 года. Выдающийся скрипач Давид Ойстрах, услышав флейтовую cонату, предложил композитору сделать ее скрипичную версию. «Это оказалось нетрудной работой, – писал Прокофьев– так как выяснилось, что партия флейты удобно складывается для скрипичной техники. Количество изменений в партии флейты было минимальное, и они коснулись, главным образом, штрихов. Фортепианная партия осталась неизменной». Уже в июне 1944 года Ойстрах исполнил Сонату вместе c Львом Обориным, и с тех пор произведение получило известность именно как скрипичное. В Сонате отчетливо проявляются характерные черты стиля Прокофьева этих лет; он создает монументальное четырехчастное полотно, объясняя это следующим образом: «Музыку надо сочинять большую, где замысел и техническое выполнение соответствовали бы размаху эпохи». Не случайно композитор одновременно с Сонатой работал над оперой «Война и мир». В Сонате лирическое начало господствует в первой части (Moderato), и затем оно предстает в третьей части (Andante), контрастом по отношению к ним обеим возникает вторая часть (Скерцо), наполненная характерными для Прокофьева гротесковыми интонациями. Стремительный финал (Allegro con brio) драматургически и эмоционально завершает сочинение.

Бела Барток (1881-1945) относится к числу самых известных венгерских композиторов ХХ века, авторов ярких, новаторских сочинений. Не меньшую славу уже при жизни ему принесли работы в области фольклора, поскольку многие годы Барток посвятил собиранию, исследованию и обработке венгерских народных песен. Фольклор стал для композитора основой музыкальных сочинений разных жанров, среди которых — струнные квартеты, концерты, опера «Замок герцога Синяя Борода», обширный фортепианный педагогический репертуар. Большое внимание в своем творчестве Барток уделял сочинениям для скрипки, стремясь и здесь претворить фольклорный элемент. Особенно поразительны две его Рапсодии для скрипки с оркестром, первая из которых создавалась в 1928-1929 годах. Возможность свободного фантазирования на темы народных песен, имитация приемов игры народных скрипачей, соединение разнохарактерных эпизодов позволили автору создать яркое концертное сочинение — одновременно виртуозное и вдохновенное.

Французский композитор, пианист и дирижер Морис Равель, продолжатель традиций импрессионизма, привнес в свое искусство яркую испанскую тему. В его творчестве представлены сочинения различных жанров: «Испанская рапсодия» (1907), «Болеро» для оркестра(1928), опера «Испанский час» (1907) и многие другие. Большая роль в музыке Равеля отведена многообразным танцевальным, моторным ритмам. В Сонате для скрипки и фортепиано, созданной в 1917 году, преобладают светлые, пасторальные тона. Композитор предстает здесь как мастер лирического повествования (первая часть), элегантного танца (вторая часть обозначена композитором как «Блюз», здесь важен эдемент импровизационности, имитации гитарного звучания), активной моторики (третья часть – «вечное движение», построенное на безостановочном движении шестнадцатыми нотами). Свою Сонату Равель посвящает Элен Журдан-Моранж, французской скрипачке, исполнительнице сочинения.

Творческие открытия Мориса Равеля затронули все сферы музыкального языка. В своих сочинениях – операх, балетах, инструментальных опусах — он предстает как яркий новатор в области мелодики, гармонии, метроритма, инструментовки. Всеми оттенками национального колорита отличаются сочинения, посвященные сюжетам из жизни разных народов, в которых композитор всегда умеет сохранить подлинный фольклорных дух и круг образов. Среди таких сочинений - концертная фантазия «Цыганка» для скрипки и фортепиано (1924), которую не случайно называют рапсодией. Характерные для данного жанра свобода, импровизационный стиль, чередование разнохарактерных эпизодов, основанных на народно-песенном материале, в полной мере предстают в «Цыганке». Свое сочинение композитор посвятил скрипачке Иелли д'Арань, которая была его первой исполнительницей.

Наиболее яркой областью творчества известного французского композитора, пианиста, органиста, дирижера Камиля Сен-Санса (1835–1921), пользовавшегося большой популярностью у современников, дважды приезжавшего в Россию (в 1875 и 1887 годах), была инструментальная музыка. Удивительная образность, картинность, блестящая виртуозность, тонкий юмор отличают многие сочинения композитора, в том числе самое исполняемое — Интродукцию и Рондо-каприччиозо для солирующей скрипки и оркестра, написанное в 1863 году. Открывая произведение медленной Интродукцией (Andante), композитор далее переводит музыкальное действие в сферу необыкновенно яркого, «капризного рондо» (Allegro ma non troppо), рисующего образ безудержного, искрометного веселья. Партия солирующей скрипки с ее виртуозными пассажами импровизационного характера, чуткое, прозрачное оркестровое сопровождение, открытость каждого музыкального эпизода – все это способствует созданию свободной, «полетной» формы, характерной для истинно концертной пьесы.

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору