14 мая, в среду, в 19.00, Санкт-Петербургский Дома музыки (наб. Мойки, 122) приглашает на сольный концерт молодого российского скрипача, лауреата международных конкурсов им. Крейслера и им. Ойстраха, дипломанта конкурса им. Чайковского Айлена Притчина, который выступит в цикле «Вечера в Английском зале» при поддержке Московской филармонии. В программе - Прокофьев, Барток, Равель, Сен-Санс.Скрипичная транскрипция сонаты для флейты, написанная
Прокофьевым во время войны - монументальное полотно, соответствующее, по замыслу композитора, «размаху эпохи» и исполненное в 1944 году Давидом Ойстрахом и Львом Обориным.
Первая Рапсодия венгерского композитора-новатора
Белы Бартока - вдохновенное сочинение, выросшее из народных песен и национальных приемов игры на скрипке. Скрипичная
соната Мориса Равеля насыщена танцевальными ритмами молодого двадцатого века, в ней гости вечера услышат
блюз и «вечное движение». Излюбленная
испанская тема откликнется в сонате гитарным звучанием, а затем со всей страстностью раскроется в знаменитой
«Цыганке». Закончит вечер самое исполняемое произведение
Сен-Санса для скрипки -
Интродукция и Рондо-каприччиозо, оставляющее необыкновенно яркое чувство безграничного душевного подъема, поражающее
виртуозными пассажами и летящей мелодией.
Айлену Притчину 27 лет. Родился в Ленинграде. Окончил специальную музыкальную школу при Санкт-Петербургской консерватории (класс Елены Зайцевой) и Московскую консерваторию в классе профессора Эдуарда Грача, аспирантом и ассистентом которого является в настоящее время. Победитель нескольких престижных музыкальных конкурсов, среди последних достижений - премии Международного конкурса им. Крейслера (Австрия, 2010), конкурса им. Ойстраха (Москва, 2010), диплом Международного конкурса им. Чайковского (2011). Сотрудничает с Домом музыки с 2011 года. Участник программы Московской государственной академической филармонии «Звёзды 21 века».
Партию фортепиано исполнит лауреат международных конкурсов
Николай Саратовский, успешно выступающий не только сольно, но и в ансамбле с такими молодыми скрипачами, как Алёна Баева и Павел Милюков.
Стоимость билетов – 250-300 руб. Аудитория 12+.Обувь на шпильках, фото-видео съёмка запрещеныПодробная информация на сайте www.spdm.ruСправки и аккредитация по телефону: (812) 400-1-400Санкт-Петербургский Дом музыки — федеральное учреждение культуры, созданное в 2006 году с целью подготовки российских молодых музыкантов к международным конкурсам и фестивалям, занимает дворец Великого князя Алексея Романова на наб. Мойки, 122.Художественный руководитель — народный артист России Сергей Ролдугин.
Творчество
Сергея Сергеевича Прокофьева (1891-1953) открыло одну из самых ярких страниц мировой музыкальной культуры ХХ века. Автор множества сочинений разнообразных жанров, создатель нового направления в музыке, Прокофьев оказал мощное влияние на искусство отечественных и зарубежных композиторов-современников.
Соната для скрипки и фортепиано (соч. 94 bis) Прокофьева обрела свое дополнительное обозначение («bis»), поскольку представляла собой транскрипцию Сонаты для флейты и фортепиано, созданной в годы войны. Первое исполнение сочинения Николаем Харьковским и Святославом Рихтером состоялось в декабре 1943 года. Выдающийся скрипач Давид Ойстрах, услышав флейтовую cонату, предложил композитору сделать ее скрипичную версию. «Это оказалось нетрудной работой, – писал Прокофьев– так как выяснилось, что партия флейты удобно складывается для скрипичной техники. Количество изменений в партии флейты было минимальное, и они коснулись, главным образом, штрихов. Фортепианная партия осталась неизменной». Уже в июне 1944 года Ойстрах исполнил
Сонату вместе c Львом Обориным, и с тех пор произведение получило известность именно как скрипичное. В
Сонате отчетливо проявляются характерные черты стиля Прокофьева этих лет; он создает монументальное четырехчастное полотно, объясняя это следующим образом: «Музыку надо сочинять большую, где замысел и техническое выполнение соответствовали бы размаху эпохи». Не случайно композитор одновременно с
Сонатой работал над оперой «Война и мир». В
Сонате лирическое начало господствует в первой части (
Moderato), и затем оно предстает в третьей части (
Andante), контрастом по отношению к ним обеим возникает вторая часть (
Скерцо), наполненная характерными для Прокофьева гротесковыми интонациями. Стремительный финал (
Allegro con brio) драматургически и эмоционально завершает сочинение.
Бела Барток (1881-1945) относится к числу самых известных венгерских композиторов ХХ века, авторов ярких, новаторских сочинений. Не меньшую славу уже при жизни ему принесли работы в области фольклора, поскольку многие годы Барток посвятил собиранию, исследованию и обработке венгерских народных песен. Фольклор стал для композитора основой музыкальных сочинений разных жанров, среди которых — струнные квартеты, концерты, опера «Замок герцога Синяя Борода», обширный фортепианный педагогический репертуар. Большое внимание в своем творчестве Барток уделял сочинениям для скрипки, стремясь и здесь претворить фольклорный элемент. Особенно поразительны две его
Рапсодии для скрипки с оркестром, первая из которых создавалась в 1928-1929 годах. Возможность свободного фантазирования на темы народных песен, имитация приемов игры народных скрипачей, соединение разнохарактерных эпизодов позволили автору создать яркое концертное сочинение — одновременно виртуозное и вдохновенное.
Французский композитор, пианист и дирижер
Морис Равель, продолжатель традиций импрессионизма, привнес в свое искусство яркую испанскую тему. В его творчестве представлены сочинения различных жанров: «Испанская рапсодия» (1907), «Болеро» для оркестра(1928), опера «Испанский час» (1907) и многие другие. Большая роль в музыке Равеля отведена многообразным танцевальным, моторным ритмам. В
Сонате для скрипки и фортепиано, созданной в 1917 году, преобладают светлые, пасторальные тона. Композитор предстает здесь как мастер лирического повествования (
первая часть), элегантного танца (
вторая часть обозначена композитором как «Блюз», здесь важен эдемент импровизационности, имитации гитарного звучания), активной моторики (
третья часть – «вечное движение», построенное на безостановочном движении шестнадцатыми нотами). Свою
Сонату Равель посвящает Элен Журдан-Моранж, французской скрипачке, исполнительнице сочинения.
Творческие открытия
Мориса Равеля затронули все сферы музыкального языка. В своих сочинениях – операх, балетах, инструментальных опусах — он предстает как яркий новатор в области мелодики, гармонии, метроритма, инструментовки. Всеми оттенками национального колорита отличаются сочинения, посвященные сюжетам из жизни разных народов, в которых композитор всегда умеет сохранить подлинный фольклорных дух и круг образов. Среди таких сочинений - концертная фантазия «
Цыганка» для скрипки и фортепиано (1924), которую не случайно называют рапсодией. Характерные для данного жанра свобода, импровизационный стиль, чередование разнохарактерных эпизодов, основанных на народно-песенном материале, в полной мере предстают в «
Цыганке». Свое сочинение композитор посвятил скрипачке Иелли д'Арань, которая была его первой исполнительницей.
Наиболее яркой областью творчества известного французского композитора, пианиста, органиста, дирижера
Камиля Сен-Санса (1835–1921), пользовавшегося большой популярностью у современников, дважды приезжавшего в Россию (в 1875 и 1887 годах), была инструментальная музыка. Удивительная образность, картинность, блестящая виртуозность, тонкий юмор отличают многие сочинения композитора, в том числе самое исполняемое —
Интродукцию и Рондо-каприччиозо для солирующей скрипки и оркестра, написанное в 1863 году. Открывая произведение медленной Интродукцией (
Andante), композитор далее переводит музыкальное действие в сферу необыкновенно яркого, «капризного рондо» (
Allegro ma non troppо), рисующего образ безудержного, искрометного веселья. Партия солирующей скрипки с ее виртуозными пассажами импровизационного характера, чуткое, прозрачное оркестровое сопровождение, открытость каждого музыкального эпизода – все это способствует созданию свободной, «полетной» формы, характерной для истинно концертной пьесы.