Контрабасист Дмитрий Рогов и пианистка Ольга Гаврильева представили программу «Piano&Bass» в рамках камерных программ Филармонии Якутии.
Услышать произведения, написанные специально для контрабаса в Якутске можно лишь в исполнении Дмитрия Рогова и это бывает крайне редко и это всегда, в свою очередь, прекрасная возможность оценить диапазон контрабаса как солирующего инструмента. Тем более на концерте было сыграно сразу две композиции, исполненные здесь впервые. Сочетание звуков контрабаса и пианино, их самодостаточность и в тоже время глубина и виртуозность исполнения совсем не тривиальных произведений создала ту интимность, которой порой не хватает на концертах больших оркестров. Дмитрий Рогов рассказывает об этой программе, о композиторе Павле Карманове и о предстоящем скоро концерте «Camerata Yakutsk».
Вообще-то изначально нам хотелось исполнить исключительно три сонаты, две из тех, что были сыграны и еще сонату Моцарта. Формат сонаты очень близок нам обоим — это камерное произведение и именно на этой форме хотелось остановиться. Но потом Моцарта решили не играть, поскольку он не очень вписывался в программу. И в итоге мы решили посвятить концерт музыке именно двадцатого века — то есть к двум сонатам мы добавили еще и дивертисмент Нино Рота и Павла Карманова. Что касается, например, сонаты Хиндемита, то это, на мой взгляд, одно из лучших произведений, вообще написанных для контрабаса, я исполняю ее не первый раз и она мне очень близка. А вот сонату «1963» Франко Прото я открыл для себя совсем недавно, только в прошлом году мне удалось найти ноты. Она очень оригинальная, свежая, на стыке авангарда и романтизма, с джазовой окраской, но довольно сложная в техническом исполнении.
В финале вы сыграли пьесу Карманова. Я знаю, что его произведение вы исполните и на концерте Камераты 4 апреля в новой программе «Credo». Это была такая прелюдия?
Карманова я стараюсь играть часто, поскольку мне очень нравится его музыка и здесь мне хотелось остановиться по- подробнее. Вообще его музыку часто относят к минимализму, хотя он сам так не считает. Поскольку современный минимализм это скорее Джон Кейдж и Стив Райх — такой американский феномен. Вообще современная музыка — это довольно сложный феномен, который скорее всего будет оценен позже, поскольку композиторы почти всегда находятся в творческом поиске, они мигрируют от одного стиля к другому. И многие берут элементы из разных техник и стилей и синтезируют во что-то свое.
И все-таки, что исполните из Карманова?
Мы сыграем его пьесу, которую мы исполнили впервые с «Камератой» в 2014 году и получили много восторженных отзывов. И, кстати, тогда на презентацию этого произведения приехал сам композитор. Почему будем играть снова именно ее? Потому что концепция будущей нашей программы находится как раз в этой плоскости — в плоскости самосозерцания, и она отлично в нее вписывается. К тому же она очень проникновенная и, повторюсь, публика ее очень оценила и нам неоднократно поступали просьбы сыграть ее еще раз.
Можно услышать подробнее о будущем концерте.
Программа будет сыграна на Страстной неделе, между Католической и Православной пасхой. И мы выбрали для нее ряд композиторов — это, помимо Карманова еще и Парт, Перголези и Пелецис и несмотря на разницу в эпохах эти произведения связаны духовным началом — она идет из души и в душу попадает. Музыка настолько оголена, как нерв и чиста, что я вижу именно в этом параллель между этими сочинениями. Конечно, эти композиторы все разные, но в тоже время по степени воздействия их искусства и по присущей им стилистике я вижу довольно много общего. Также особенно мне хотелось выделить «Stabat Mater» Перголези — это настолько глубокое и чистое произведение, которое имеет очень сильное воздействие на публику. Вообще на эту средневековую секвенцию «Stabat Mater» в 12 стихов было написано много произведений, но мне кажется, что именно Перголези сделал это наиболее глубоко и проникновенно. Но не буду продолжать, поскольку все же все это нужно услышать.
Текст: Иван Барков
Фото: Автора
Источник:
filarmony.ru