Фото Рината Искужина.
В Уфе в один прекрасный осенний вечер отметили юбилеи сразу шести известных башкирских композиторов. В Концертном зале Уфимского училища искусств в исполнении Национального симфонического оркестра РБ звучали симфонические увертюры, оркестровые пьесы. За последние три-четыре года скопилось несколько не отмеченных дат: 100 лет со дня рождения исполнилось Халику Заимову, Хусаину Ахметову, Рауфу Муртазину, Раифу Габитову, 75 — Светлане Шагиахметовой и Роберту Газизову.
Концерт начался с музыки Роберта Газизова — композитора, в 1991 году эмигрировавшего в США. В «Электрогазете» публиковалось
интервью с композитором.
Роберт Газизов — один из самых известных и плодотворно работавших башкирских советских композиторов. В музыку пришел поздно, после 30 лет, уже работая инженером. Учился в Казанской консерватории у Альберта Лемана, и Уфимском институте искусств у Загира Исмагилова. В течение 14 лет возглавлял республиканский Союз композиторов, запомнился как активный музыкально-общественный деятель, организатор крупных фестивалей и ярких концертных программ с участием российских оркестров.
В Национальной библиотеке РБ хранятся нотные сборники произведений композитора, рукописные партитуры оркестровых и хоровых сочинений и грампластинки, выпущенные на знаменитой фирме «Мелодия» с его замечательными инструментальными сочинениями. Многочисленные песни Роберта Газизова пели в то время самые популярные исполнители — Ренат Ибрагимов, Назифа Кадырова, Винер Мустафин, Вакиль Жалалетдинов.
Самые сильные стороны творчества композитора — щедрый мелодический дар: умение создавать легко поющиеся, берущие за душу мелодии и мастерская передача сиюминутного настроения, состояния.
В юбилейной программе были представлены две увертюры — «Праздничная» и «Торжественная», а также концертная пьеса «Белая береза» Роберта Газизова.
Про судьбу «Белой березы» хочется рассказать особо. Как все настоящие шедевры, произведение давно живет своей собственной жизнью. Вначале это была песня «Белые березы» на стихи известного башкирского поэта Мусы Гали. Песня грустная — о прошедшей любви, которая «улетела, как лебедь, пропев последнюю песню, и только белые березы, как бесконечная печаль, протянулись вдоль дороги»
(перевод Л.Аралбаевой).Потом автор превратил песню в концертную пьесу, назвав её «Все кончено». Существует прекрасная запись в исполнении знаменитого Эстрадно-симфонического оркестра Всесоюзного радио и телевидения под управлением Юрия Силантьева. Музыка сильно изменилась, оставив связи с прежними «Белыми березами» лишь на уровне содержания. Мастерская инструментовка выстроена, как диалог Женщины и Мужчины — словно последний разговор перед разлукой. Мелодичному женскому соло струнных отвечает хрипловатый мужской голос саксофона. Как воспоминание о счастливых прошедших днях любви грустную реальность прорезает звучный тембр трубы.
Накануне юбилея композитора в распоряжении НСО РБ оказался фортепианный клавир произведения «White birch» («Белая береза»), переданный автором. С него композитор Валерий Скобелкин сделал новую оркестровку. Подтвердилось вновь: каждый автор слышит по-своему. В исполнении НСО РБ родилась совершенно новая «Белая береза», которая вошла в репертуар оркестра. Здесь уже нет диалога, остался одинокий рассказ о любви — оставшейся в прошлом, но вспоминаемой в светлых красках. Солируют деревянные духовые — гобой (Ирина Табульдина) и кларнет (Руслан Валеев). Если в оригинале пьеса звучит в джазовых тонах, то в новой интерпретации получился более академичный вариант.
Белая-береза-2 –Музыка ретро даже в современной обработке будит в душах ностальгические волны, давно забытые воспоминания. О зеленых уфимских улицах, светлых лицах, добрых словах. Об утренних и обеденных концертах башкирского радио, по которым можно было сверять часы. Под эту музыку перед глазами встает образ доперестроечной солнечной Башкирии. Той, когда каждый наш день начинался с музыки башкирских композиторов — в сердце до сих пор звучат «Солнечный день» Айрата Каримова, «Былбылым» Загира Исмагилова, «Уфимские липы» Рима Хасанова, «Осенний дождь» Роберта Газизова… Песни и инструментальные сочинения из тех радиоэфиров прочно вмонтировались в нашу память и до сих пор согревают ее теплом.
Национальный симфонический оркестр продолжает оставаться одним из главных пропагандистов музыки башкирских авторов.
— Концертом я очень доволен. Это достаточно редкий случай, когда я не критикую ни оркестр, ни себя за какие-либо мелкие неудачи и детали. Оркестр вошел в хорошую исполнительскую форму. Во-первых, мы открыли концертный сезон раньше других коллективов, во-вторых, начали сезон с юбилейных торжеств композиторов республики, — говорит художественный руководитель и главный дирижер Рустэм Сулейманов.
Впереди — новый концертный сезон. И музыка ретро в этом году еще прозвучит на Всероссийском фестивале «Между Волгой и Уралом», который состоится с 12 по 15 ноября в Уфе.
Лейла Аралбаеваhttp://i-gazeta.com