9 февраля в Нижнем Тагиле состоялась презентация проекта «РИТМ», инициированного Свердловской филармонией и екатеринбургским Центром психолого-медико-социального сопровождения «Эхо». Проект получил поддержку Министерства культуры и Министерства общего и профессионального образования Свердловской области. Комплексная программа, направленная на социальную адаптацию слабослышащих детей, примененная в Екатеринбурге, вступила в действие в регионе.Практической частью презентации стал открытый музыкальный урок воспитанников Нижнетагильской школы-интерната для детей с нарушением слухо-речевого развития. Проект в действии наблюдали представители администрации и управления образования Нижнего Тагила, заведующие детскими образовательными учреждениями города, журналисты и съемочные группы телекомпаний.
Со словами приветствия к собравшимся обратился
заместитель министра культуры Свердловской области Владимир Гелиевич Мантуров, подчеркнувший, что «проект является примером того, как используя современные технологии в купе с педагогическими и медицинскими знаниями, а главное — с огромным желанием, можно достичь невозможного. В данном случае, дать возможность детям с проблемами слуха услышать и ощутить музыку».
«Сегодня у нас значимое событие, которого мы давно ждали, — выразила общее настроение
руководитель школы-интерната Ольга Юрьевна Леонова. — Надеемся, что для наших детей это будет хорошая возможность для развития музыкальных способностей, для развития слухового восприятия, что очень необходимо детям с нарушенным слухом. Мы надеемся, что проект будет долгосрочным». Директор школы сердечно поблагодарила Фонд Ельцина, на средства которого приобретено необходимое для занятий оборудование.
«До сих пор не могу поверить, что обратили внимание на слабослышащих детей, — признается
директор центра „Эхо“ Анна Вадимовна Кривихина. — С позиции филармонии это должны быть самые неблагодарные слушатели. Тем не менее, счастье, что культура в лице областной концертной организации приходит в эти учреждения».
В ответ на ее слова,
директор филармонии Александр Николаевич Колотурский высказал мнение, что таким образом можно преодолеть скепсис, неуверенность в том, что слабослышащим детям нужна музыка
. «Чем дальше мы ведем проект, тем больше убеждаемся в том, что он действительно помогает, и позволяют ребенку развиваться наравне с другими детьми. Мне кажется, это самое главное», — убежден Александр Николаевич.
«Возможности реабилитации в этом проекте заложены изначально, — утверждает
заслуженный врач РФ сурдолог Валентина Петровна Козлова. — Тренировка слухового аппарата, ощущения слуха, включение детей в то, что составляет окружающий мир. Самой главной группой проекта являются дети с кохлиарными имплантами, которые слушать не умеют. Не умеют вычленять фономатические единицы, иногда не могут различать слова, потому что у них нет словарного запаса, у них не строятся слуховые образы — их этому всему надо учить. И мы делаем это с помощью музыки».
Заместитель директора филармонии по медиавещанию Ярослав Анатольевич Сартаков рассказал о том, как возникла идея проекта, как она встретила поддержку специалистов центра «Эхо», заинтересовала Министерство культуры области и обрела крепкий финансовый фундамент благодаря участию губернатора Свердловской области.
Работа по проекту «РИТМ» ведется более двух лет. В конце учебного года организаторы и участники готовы подвести первые итоги. «Мы предполагаем, что к весне, уже увидим документальную форму и сможем рассказать СМИ о том, что в конечном итоге получилось — заявил Ярослав Анатольевич. — Визуально и эмоционально мы видим, как меняются дети, как они воспринимают музыку, как начинают слышать. Для многих из них это первые звуки, которые они слышат в жизни».
Открытие и освоение современного звукового мира, долгое время закрытого для определенной категории ребят, создание комфортной и доступной для них культурной среды, возможность самовыражения, как элемент обязательной «обратной связи», — осязаемые составляющие комплексной программы, ставшей плодом совместной работы команды специалистов из разных областей. «РИТМ» оказался востребованным и успешно применяется в музыкальном воспитании детей-инвалидов, детей с психическими расстройствами и даже в обычных детских садах. Сейчас 13 детских садов Свердловской области пользуются проектом наравне со слабослышащими детьми. Все они идут в одном и том же направлении и готовятся стать слушателями. В этой связи опыт подобной работы является частью огромной просветительско-образовательной деятельности, которую филармония проводит от сезона к сезону, взращивая нового слушателя.