Дж. Байрон:
«Где любят нас — лишь там очаг родимый».
Донецкая государственная академическая филармония в год своего 90-летия подготовила грандиозную концертную программу, посвящённую творчеству великого русского композитора Петра Ильича Чайковского
(1840−1893) и великого польского композитора Генрика Венявского (1835−1880).
10 октября 2021 г. в исполнении Донецкого академического симфонического оркестра имени С. С. Прокофьева под управлением Романа Моисеева прозвучит Симфония
«Манфред» П. И. Чайковского и
Концерт № 2 для скрипки с оркестром Г. Венявского. Солист — заслуженный артист Украины Владимир Гамарь.
Один из крупнейших мелодистов XIX века, скрипач-виртуоз и композитор
Генрик Венявский родился в Люблине в 1835 году.
Посвятив себя исполнительству и педагогике, он оставил яркое композиторское наследие. Судьба Г. Венявского во многом оказалась связана с Россией, где в 1862 году он стал первым профессором Санкт-Петербургской консерватории по классу скрипки и ансамбля. С 1869 по 1872 годы занимал должность придворного солиста Императорского двора и театров в Петербурге. Однако, интенсивная гастрольная деятельность и стиль жизни Г. Венявского отразились на его здоровье.
Из письма Н. Ф. фон Мекк П. И. Чайковскому. Москва, 21 января 1880 года:
«…Знаете, милый друг, что бедный Венявский (Генрих) лежит здесь в Мариинской больнице? Я хотела его взять к себе… Жаль его, и семейство у него — пять детей и жена…».
Благодаря дружескому участию А. Г. Рубинштейна, композитор с февраля 1880 года поселился в Москве, в особняке русской меценатки
Надежды Филаретовны фон Мекк (1831−1894) на Рождественском бульваре, д. 12, где 31 марта того же года скончался. В 2006 году на доме установлена мемориальная доска. В память о композиторе в Польше с 1935 года каждые 5 лет проводится Международный конкурс скрипачей имени Генрика Венявского.
Второй скрипичный концерт Г. Венявского посвящен испанскому скрипачу и композитору Пабло Сарасате и впервые исполнен автором в 1862 году в Санкт-Петербурге с оркестром под управлением А. Г. Рубинштейна. Его лирико-романтическая партитура состоит из 3-х частей, первая и вторая из которых звучат без перерыва. В музыке, объединенной темой любви и мечтой о прекрасном, господствуют светлые интонации и образы. Симфоническое развитие тесно переплетается в диалоге с чарующими звуками солирующей скрипки.
Наследие
Петра Ильича Чайковского поистине необъятно. Одно из наиболее значительных творений композитора Симфония «Манфред» написана на сюжет драматической поэмы выдающегося английского поэта
Джоржа Байрона (1788−1824). Симфонию заслуженно называют оперой без слов.
Идея написания
«Манфреда» принадлежит Милию Алексеевичу Балакиреву (1836−1910). В письме от 28 октября 1882 года М. А. Балакирев прислал П. И. Чайковскому подробную программу, в комментариях к которой отметил:
«Сюжет этот, кроме того, что он глубок, еще и современен, так как болезнь настоящего человечества в том и заключается, что идеалы свои оно не смогло уберечь».
Постепенно П. И. Чайковский склонился к мысли о написании симфонии, внеся в программу лишь некоторые изменения.
Из письма П. И. Чайковского М. А. Балакиреву от 13 сентября 1885 года:
«Желание ваше я исполнил. „Манфред“ кончен… Над „Манфредом“ я просидел, можно сказать, не вставая с места, почти четыре месяца (с конца мая по сегодняшний день). Было очень трудно, — но и очень приятно работать… Верьте мне, что никогда в жизни я так не старался и так не утомлялся от работы… Посвящён „Манфред“, разумеется, Вам».
Первое исполнение «Манфреда» состоялось в Москве 11 марта 1886 года во Втором симфоническом собрании ИРМО под управлением немецкого дирижёра Макса Эрдмансдёрфера.
«Манфред» — великолепная по красоте музыка, требующая
«громадного оркестра» и в тоже время поучительное повествование. По словам П. И. Чайковского:
«Манфред» — не просто человек. В нем, как мне кажется, Байрон с удивительной силой и глубиной олицетворил всю трагичность борьбы нашего ничтожества с стремлением к познанию роковых вопросов бытия…".
Рассказывая драматическую историю Манфреда, композитор предостерегает об опасности, которую таит в себе бездушие и бездуховность, наводит на размышления о Любви, как всеобъемлющем понятии смысла жизни.
Исполнители:
Роман Юрьевич Моисеев — выпускник Российской академии музыки имени Гнесиных и Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Дирижёр сотрудничает с ведущими оркестровыми и театральными коллективами в России и за ее пределами, занимается педагогической и общественной деятельностью. В 2018 году маэстро представил Донецкой публике программу «Чайковский, Брукнер».
Владимир Алексеевич Гамарь, Заслуженный артист Украины. Первая скрипка филармонии. Концертмейстер Донецкого государственного академического симфонического оркестра имени С. С. Прокофьева. Выступает с концертными программами как солист и руководитель камерных ансамблей.
Донецкий академический симфонический оркестр имени С. С. Прокофьева ведёт свою славную историю с 1933 года. У истоков создания оркестра стоял Народный артист СССР Натан Григорьевич Рахлин (1906−1979). С прославленным коллективом выступали выдающиеся дирижеры и солисты, среди которых Д. Китаенко, Ю. Темирканов, В. Гергиев, Т. Хренников, А. Хачатурян, Д. Ойстрах, Л. Коган, Э. Гилельс и многие другие. В разные годы оркестр возглавляли С. Фельдман, Р. Кофман, А. Долинский, В. Заводиленко… В настоящее время, главный дирижёр оркестра — заслуженный артист России Анатолий Васильевич Оселков. Коллектив находится в поиске новых выразительных форм и постоянно расширяет репертуар.
Автор: Валентина КудряшоваПресс релизTchaikovsky. Manfred Symphony, Op.58
Wieniawski. Violin Concerto No.2, Op.22
Donetsk Symphony Orchestra
Roman Moiseyev — conductor
Vladimir Gamar — violin
Удивительным способом переплетена судьба дома на Рождественском бульваре, д. 12 в Москве. В нем жила Надежда Филаретовна фон Мекк, бывал П. И. Чайковский и скончался Г. Венявский…
VidaArtManagement presents