Ирина Соколова. Фото Владимира Юрченко
Безупречный классический профиль, бездонный взгляд, красивый грудной голос, жемчужный смех – именно такой запомнилась мне при первой нашей встрече солистка Белгородской государственной филармонии, заслуженный работник культуры России Ирина Соколова.
«И всё это, да ещё музыкальный талант Господь даровал одному человеку!» – подумалось мне тогда. Впрочем, почему одному? Всем – и её яркую красоту, и волшебство звуков, которое извлекают из рояля руки пианистки.
Ирина Соколова в тот период исполняла в концертах программу моцартовского цикла. Мне казалось, что живость её характера гармонирует с резвостью юного Моцарта, его весёлых, простых и лёгких мелодий. В какой-то мере Ирина Викторовна подтверждала это, изящно и воздушно исполняя сонату до-мажор и «Рондо в турецком стиле». Однако именно в возвышенной простоте, по мнению Соколовой, кроется сложность фортепианных сочинений гениального Амадея.
«Моцарт вводит нас в царство духов. Любовь и печаль звучат в дивных голосах», – так писал поклонник композитора, писатель Эрнст Теодор Амадей Гофман. Ирина Соколова разделяет эту мысль:
– Моцарт для меня не только создатель светлой музыки, но временами трагический композитор.
И она открывала белгородским слушателям такого Моцарта в фантазии ре-минор и адажио си-минор, где темы глубокой печали, трагического одиночества, растерянности человека перед лицом неумолимой судьбы звучали в исполнении пианистки особенно пронзительно.
И всё же при склонности Ирины Викторовны к печальным темам ей, по собственному признанию, ближе Фредерик Шопен своими нежными мелодиями и грустной мечтательностью. Несколько лет назад она исполнила цикл концертов из его произведений. Благодаря Ирине Соколовой белгородцы услышали всю фортепианную музыку Шопена. Особенно запомнился последний концерт, отмеченный глубиной вхождения в мир композитора, душевной тонкостью и изяществом исполнения.
– Ирина Викторовна – музыкант-исполнитель высокого класса, она блестяще владеет фортепиано, – говорит о ней художественный руководитель Белгородской государственной филармонии
Евгений Алешников. – Я рад тому, что у неё есть возможность проявить себя в самых различных амплуа на профессиональной сцене. Это не только сольные фортепианные произведения, но и выступления с симфоническим оркестром. Начало этому было положено в музыкальном колледже, когда мы со студенческим симфоническим оркестром исполнили все концерты Бетховена, концерты Листа, Грига, Сен-Санса, Чайковского.
Ирина Соколова долго подступалась к Сергею Рахманинову, которого считала «мужским» композитором – и за философское содержание музыки, и за сложную технику. Но теперь его произведения плотно вошли в концертный репертуар пианистки. В одном из недавних сезонов она сыграла Рапсодию на тему Паганини, восторженно принятую публикой. Пожалуй, тогда мы открыли для себя другую, непривычную, Ирину Соколову – пианистку с мощным, сочным звуком игры, которым, по мнению Евгения Алешникова, она владеет так же хорошо, как и моцартовским, нежным и утонченным.
По инициативе Ирины Соколовой в филармонии создан абонемент «Рахманинов и его время». В прошлом сезоне в его рамках прозвучал Четвёртый концерт для фортепиано с оркестром – очень драматичный, тревожный, сверхсложный для исполнения, потому и редко исполняемый. С интересом и напряженностью я слушал пианистку: ей ведь ближе яркая музыка, а здесь суровые, суховатые, жёсткие картины. Очень неровное произведение великого композитора, в котором слышны и мужественная поступь, и сумрачная тревога, и изысканная хрупкость. Наверное, поэтому в игре Соколовой ощущалось как бы нащупывание, точнее, поиск, будто исполнитель идёт по тропинке, размышляя вместе с композитором над следующим шагом. И этому поиску композитора и исполнителя публика сопереживала со всей искренностью. Это было высокое и по-настоящему живое искусство.
Готовясь к концертам, Ирина Викторовна слушает записи известных музыкантов, чтобы почувствовать «высоту планки»: Генриха Нейгауза, Льва Оборина, Святослава Рихтера. Ближе всех ей Оборин. Его игра ясна, проникнута искренностью и теплотой, музыкальные образы ярки, полнокровны и вместе с тем просты. Но, конечно же, стиль игры Ирины Соколовой свой, рождённый размышлениями над клавиатурой.
Заметным явлением прошедшего сезона филармонии стал абонемент Соколовой «Роман с роялем». В его программу она включила произведения Шопена, Листа и Шумана. Что объединяет столь разных композиторов? Ответ даёт сама Ирина Викторовна:
– Это композиторы-романтики, которые воспевали любовь.
И на концертах цикла, по мнению поклонников пианистки, в течение всего сезона «признание в любви царило в Малом зале, любовь открывалась зрителям разными гранями, разными ликами».
В новом сезоне Белгородской государственной филармонии продолжится «Роман с роялем» Ирины Соколовой. В рамках абонемента состоятся концерты-посвящения композитору Фредерику Шопену, гению русского пианизма Святославу Рихтеру, другим великим мастерам и шедеврам фортепианной музыки. И это не единственный филармонический абонемент, где поклонники смогут увидеть и услышать Ирину Соколову.
Анатолий Трояновhttp://www.belpressa.ru