Роман с роялем

Добавлено 17 июля 2014 muzkarta

Ирина Соколова (фортепиано), Белгородская филармония

Ирина Соколова открывает слушателям все грани музыки гениальных композиторов

Ирина Соколова. Фото Владимира Юрченко
Безупречный классический профиль, бездонный взгляд, красивый грудной голос, жемчужный смех – именно такой запомнилась мне при первой нашей встрече солистка Белгородской государственной филармонии, заслуженный работник культуры России Ирина Соколова.

«И всё это, да ещё музыкальный талант Господь даровал одному человеку!» – подумалось мне тогда. Впрочем, почему одному? Всем – и её яркую красоту, и волшебство звуков, которое извлекают из рояля руки пианистки.

Ирина Соколова в тот период исполняла в концертах программу моцартовского цикла. Мне казалось, что живость её характера гармонирует с резвостью юного Моцарта, его весёлых, простых и лёгких мелодий. В какой-то мере Ирина Викторовна подтверждала это, изящно и воздушно исполняя сонату до-мажор и «Рондо в турецком стиле». Однако именно в возвышенной простоте, по мнению Соколовой, кроется сложность фортепианных сочинений гениального Амадея.

«Моцарт вводит нас в царство духов. Любовь и печаль звучат в дивных голосах», – так писал поклонник композитора, писатель Эрнст Теодор Амадей Гофман. Ирина Соколова разделяет эту мысль:

– Моцарт для меня не только создатель светлой музыки, но временами трагический композитор.

И она открывала белгородским слушателям такого Моцарта в фантазии ре-минор и адажио си-минор, где темы глубокой печали, трагического одиночества, растерянности человека перед лицом неумолимой судьбы звучали в исполнении пианистки особенно пронзительно.

И всё же при склонности Ирины Викторовны к печальным темам ей, по собственному признанию, ближе Фредерик Шопен своими нежными мелодиями и грустной мечтательностью. Несколько лет назад она исполнила цикл концертов из его произведений. Благодаря Ирине Соколовой белгородцы услышали всю фортепианную музыку Шопена. Особенно запомнился последний концерт, отмеченный глубиной вхождения в мир композитора, душевной тонкостью и изяществом исполнения.

– Ирина Викторовна – музыкант-исполнитель высокого класса, она блестяще владеет фортепиано, – говорит о ней художественный руководитель Белгородской государственной филармонии Евгений Алешников. – Я рад тому, что у неё есть возможность проявить себя в самых различных амплуа на профессиональной сцене. Это не только сольные фортепианные произведения, но и выступления с симфоническим оркестром. Начало этому было положено в музыкальном колледже, когда мы со студенческим симфоническим оркестром исполнили все концерты Бетховена, концерты Листа, Грига, Сен-Санса, Чайковского.

Ирина Соколова долго подступалась к Сергею Рахманинову, которого считала «мужским» композитором – и за философское содержание музыки, и за сложную технику. Но теперь его произведения плотно вошли в концертный репертуар пианистки. В одном из недавних сезонов она сыграла Рапсодию на тему Паганини, восторженно принятую публикой. Пожалуй, тогда мы открыли для себя другую, непривычную, Ирину Соколову – пианистку с мощным, сочным звуком игры, которым, по мнению Евгения Алешникова, она владеет так же хорошо, как и моцартовским, нежным и утонченным.

По инициативе Ирины Соколовой в филармонии создан абонемент «Рахманинов и его время». В прошлом сезоне в его рамках прозвучал Четвёртый концерт для фортепиано с оркестром – очень драматичный, тревожный, сверхсложный для исполнения, потому и редко исполняемый. С интересом и напряженностью я слушал пианистку: ей ведь ближе яркая музыка, а здесь суровые, суховатые, жёсткие картины. Очень неровное произведение великого композитора, в котором слышны и мужественная поступь, и сумрачная тревога, и изысканная хрупкость. Наверное, поэтому в игре Соколовой ощущалось как бы нащупывание, точнее, поиск, будто исполнитель идёт по тропинке, размышляя вместе с композитором над следующим шагом. И этому поиску композитора и исполнителя публика сопереживала со всей искренностью. Это было высокое и по-настоящему живое искусство.

Готовясь к концертам, Ирина Викторовна слушает записи известных музыкантов, чтобы почувствовать «высоту планки»: Генриха Нейгауза, Льва Оборина, Святослава Рихтера. Ближе всех ей Оборин. Его игра ясна, проникнута искренностью и теплотой, музыкальные образы ярки, полнокровны и вместе с тем просты. Но, конечно же, стиль игры Ирины Соколовой свой, рождённый размышлениями над клавиатурой.

Заметным явлением прошедшего сезона филармонии стал абонемент Соколовой «Роман с роялем». В его программу она включила произведения Шопена, Листа и Шумана. Что объединяет столь разных композиторов? Ответ даёт сама Ирина Викторовна:

– Это композиторы-романтики, которые воспевали любовь.

И на концертах цикла, по мнению поклонников пианистки, в течение всего сезона «признание в любви царило в Малом зале, любовь открывалась зрителям разными гранями, разными ликами».

В новом сезоне Белгородской государственной филармонии продолжится «Роман с роялем» Ирины Соколовой. В рамках абонемента состоятся концерты-посвящения композитору Фредерику Шопену, гению русского пианизма Святославу Рихтеру, другим великим мастерам и шедеврам фортепианной музыки. И это не единственный филармонический абонемент, где поклонники смогут увидеть и услышать Ирину Соколову.

Анатолий Троянов
http://www.belpressa.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору