Российская премьера со швейцарской помощью

Добавлено 22 марта 2016 muzkarta

Московский камерный оркестр «Musica Viva», Московская академическая филармония, Концертный зал имени Чайковского, Александр Рудин (виолончель, дирижер)

Une première russe avec l’aide suisse

14 апреля в московском Концертном зале имени П. И. Чайковского в исполнении камерного оркестра Musica Viva под руководством Александра Рудина и международного состава солистов прозвучат не исполнявшиеся ранее в России произведения Генделя и Хассе. Наша Газета.ch выступила информационным партнером этого проекта, реализуемого при поддержке Посольства Швейцарии в Москве.

Александр Рудин

Имя Александра Рудина уже встречалось на наших страницах, и мы рады новому поводу поговорить об этом тонком музыканте, одном из самых ярких представителей современного российского музыкального искусства. «Виолончелист с мировым именем, дирижер, сотрудничающий как с симфоническими, так и с камерными оркестрами, пианист, выдающийся ансамблист, педагог — профессор Московской консерватории, исследователь старинных партитур, автор оркестровых редакций камерных произведений, составитель уникальных тематических циклов, — во всех этих творческих ипостасях Александр Рудин реализует себя с одинаковым успехом», — такое лестное описание можно найти в открытых источниках. Самое приятное — здесь нет преувеличения, Народный артист России Александр Рудин действительно принадлежит к редкому типу музыкантов-универсалов.

Возглавляемый Рудиным с 1988 года Московский камерный оркестр Musica Viva — тоже явление особое, и тоже в силу своей универсальности, в данном случае, репертуарной: коллектив исполняет и камерные, и симфонические произведения, и оперы. «В зависимости от программы, состав исполнителей может меняться от барочного ансамбля до симфонического оркестра времен Бетховена, Мендельсона, Шумана», — читаем мы на сайте оркестра.

Камерный оркестр Musica Viva
Творческое кредо оркестра Musica Viva и его руководителя определено четко: не низводить музыку до уровня развлечения и сочетать общепризнанные шедевры с малоизвестными раритетами. Если это знать, то программа предстоящего концерта, включенного в филармонический абонемент «Шедевры и премьеры», представляется вполне логичной: всем известный Георг Фридрих Гендель (1685–1759) и практически неизвестный пока Иоганн Адольф Хассе (1699–1783). Оба композитора родились в Германии, были почти современниками, оба много работали в Италии — в частности, произведения, которые предстоит услышать московским меломанам, были написаны для итальянских придворных театров.

На афише жанр сочинения Генделя «Ацис, Галатея и Полифем», созданного в Неаполе, обозначен как «серената», по сути это — кантата для трех певцов и оркестра, без хора, вступления и разделения на акты. Александр Рудин избрал первую из трех существующих редакций, 1708 года, труднейшую для исполнителей. За основу для либретто его автор Никола Джуво выбрал историю из 13-й главы «Метаморфоз» Овидия, строчки с 740-й по 897-ю, о «любовном треугольнике» между юной нереидой Галатеей, юным сыном Фавна Ацисом и уродливым, но очень могучим циклопом Полифемом. Влюблённый в Галатею Полифем ухаживает за нею с нежностью отца, в то время как Галатея чувствует себя счастливой только в объятиях Ациса. Застав их однажды вместе, разъярённый Полифем убивает Ациса, бросив в него отломанный в безумии ревности кусок скалы. Безутешная Галатея просит своего отца, бога морей Нептуна, превратить текущую из-под скалы кровь возлюбленного в ручей. Сюжет известный, а музыка Генделя просто дышит любовью, перед которой — да согласятся с нами все романтики! — бессильна даже смерть.

Александра Раволь
Творческое наследие Хассе по сей день воспринимается как terra incognita, узнали мы от организаторов концерта. Дело в том, что значительная часть партитур этого невероятно популярного в середине XVIII века композитора была утеряна в ходе Семилетней войны 1756–1763 годов, а затем во время бомбардировки Дрездена союзниками в ходе Второй мировой войны. Часть автографов обнаружили лишь в 1960-е годы, после чего интерес к музыке композитора начал возрождаться, но медленно. А ведь его творческое наследие огромно: сохранилось свыше 70 опер, 11 ораторий, около 90 кантат, огромное количество духовной музыки, несколько десятков инструментальных сочинений — сонат, концертов и симфоний.

Первое исполнение оратории «Паломники к Гробу Господню», которая прозвучит в Москве, состоялось в 1742 году в Дрездене. Либретто стало последней работой Стефано Паллавичини, который умер спустя несколько дней после премьеры. И это либретто немедленно объявили его шедевром. Персонажи — четыре паломника и отшельник — посещают священные места Иерусалима и размышляют в речитативах и ариях о духовном воздействии святых мест (наверное, в то время об Иерусалимском синдроме еще не слышали). В оратории пять солистов поют и как хор, который не предусмотрен, их партии изобилуют вокальными украшениями, что, по мнению специалистов, позволяет в полной мере воплотить замысел композитора — соединить красоту музыки и духовную составляющую либретто.

Ноэми Сон
Предстоящее 14 апреля событие — не просто очередной концерт, но кульминация международного молодежного проекта, к участию в котором, помимо оркестра, привлечены швейцарские певицы Ноэми Сон (сопрано) и Александра Раволь (меццо-сопрано), российские Мария Остроухова, Дарья Телятникова (обе — меццо-сопрано) и Анна Горбачева (сопрано), лютнистка Тициана Аццоне (Италия) и бас-баритон из Австралии Морган Пирс. Кстати, Пирс — самый «старый» участник проекта, ему уже исполнилось 27 лет!

Учитывая специфику нашего издания, мы хотим более подробно представить вам двух исполнительниц, которые отправятся в Москву из Швейцарии.

Александра Раволь училась пению в Высшей школе музыки в Детмольде и в Консерватории Сиднея и продолжает совершенствовать свое мастерство, участвуя в мастер-классах ведущих преподавателей. Победительница конкурса Bundeswettbewerb Gesang в Берлине, Александра всегда интересовалась барочным репертуаром, что со временем привело ее к углубленному изучению старинной музыки в находящейся в Базеле Schola Cantorum Basiliensis, у педагогов Ульриха Месталера и Андреаса Шолля.

Репертуар Александры Раволь включает в себя произведения композиторов от эпохи Ренессанса до современности, а среди воплощенных сценических образов стоит назвать Орфея в одноименной опере Глюка (Фестиваль барочной музыки во Львове), Колдунью в опере Перселла «Дидона и Эней» в Händelfestspiele Halle и Олоферна в опере Вивальди «Торжествующая Юдифь» в Оперном театре Базеля.

Ее соотечественница Ноэми Сон родилась в Базеле, а пению училась сначала в Консерватории Цюриха у Мартины Бове, а затем Люцерна, у Лилианы Цюрхер. В настоящее время певица повышает квалификацию в Амстердаме и регулярно посещает мастер-классы различных педагогов. Как и Александра Раволь, Ноэми Сон — певица с очень разнообразным репертуаром, от барокко и композиторов-романтиков до современной музыки, включая оперетту и шансон. Ноэми создала собственную сценическую программу «Джорджио» по произведениям швейцарского композитора Пола Буркхардта, а в 2010 году спела главную роль в оперетте A. Онеггера «Приключения короля Позоля».

От редакции: Если кто-то из наших московских читателей побывает на этом концерте, пожалуйста, поделитесь впечатлениями! Получить практическую информацию и заказать билеты можно на сайте Московской Филармонии.

nashagazeta.ch

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

Комментарии

  1. Светлана Мухина .Москва, 15 апреля 2016:

    Изумительный концерт! СпасибоА. Рудину за такой прекрасный проект, за возрождение творчества Хассэ, за возможность впервые услышать со сцены Зала Чайковского потрясающую музыкуГенделя да еще в таком замечательном исполнении.Это отличный подарок москвичам.

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору