Российская премьера страстной кантаты К. Ф. Э. Баха «Последние страдания Спасителя»

Добавлено 10 октября 2014 muzkarta

Московский камерный оркестр «Musica Viva», Александр Рудин (виолончель, дирижер), Московская академическая филармония, Концертный зал имени Чайковского

Российской премьерой страстной кантаты «Последние страдания Спасителя» (Die letzten Leiden des Erlösers) Карла Филиппа Эммануила Баха камерный оркестр Musica Viva откроет новый сезон абонемента «Шедевры и премьеры» в Концертном зале имени П. И. Чайковского 24 октября 2014 года (афиша).

Исполнение кантаты станет единственным в нашей стране масштабным концертным проектом, отмечающим 300-летие со дня рождения композитора.


Карл Филипп Эммануил Бах (1714 — 1788) — второй из пяти сыновей Иоганна Себастьяна Баха, известный как «берлинский» или «гамбургский» Бах. Среди многочисленных представителей своего знаменитого рода он был самым успешным и признанным композитором, завоевавшим прижизненную славу и непререкаемый авторитет. Так, стиль его музыки, представляющий собой связующее звено между барокко и классицизмом, оказал большое влияние на формирование композиторского почерка Гайдна и Бетховена. В XIX столетии имя «берлинского Баха» было прочно забыто, однако XX век возродил интерес к музыке этого автора, заслуженно вернув его на музыкальный Олимп. Сегодня произведения Карла Филиппа Эммануила Баха исполняются повсеместно, а в этом году 300-летие со дня рождения композитора во многих странах пышно отмечается фестивалями, тематическими концертами, новыми записями.

Несмотря на популярность музыки К.Ф. Э. Баха во всем мире, в России его сочинения сегодня звучат все еще достаточно редко, а кантатно-ораториальное творчество известно меломанам лишь по записям. Оркестр Musica Viva уже многие годы знакомит отечественных ценителей с лучшими сочинениями К.Ф. Э. Баха: его творчеству коллектив посвятил многочисленные концертные программы, фигура этого автора является одной из центральных для всех сезонов абонемента «Серебряная классика». Теперь наших слушателей ждет премьера и одной из масштабных кантат композитора (она состоит из 22 частей и длится около двух часов), предназначенной для пяти солистов, смешанного хора и оркестра.

Ее исполнение на сцене Концертного зала имени Чайковского 24 октября обещает стать большим художественным событием, претендующим на уникальный статус — это единственный столь грандиозный проект в отечественной концертной жизни, отмечающий 300-летний юбилей знаменитого композитора.

В исполнении кантаты примет участие постоянный партнер оркестра Musica Viva — вокальный ансамбль Intrada, а также интернациональный состав певцов, специализирующихся на музыке XVIII столетия. Среди них две молодые российские исполнительницы — меццо-сопрано Лилия Гайсина и Дарья Телятникова, уже хорошо знакомые московской публике, в том числе и по совместным проектам с оркестром Musica Viva. Партию сопрано исполнит бельгийка Лора Бинон, уделяющая большое внимание в своем творчестве исторически достоверному исполнению музыкальных шедевров. Певица постоянно сотрудничает с известнейшими ансамблями старинной музыки, такими как Il fondamento, Collegium Vocale (Гент), Ictus и Spectra, с которыми записала несколько альбомов и совершила гастрольные турне. Бинон выступает под управлением признанных мэтров, в числе которых Филипп Херревеге, Эрве Нике, Жоэль Леви и многие другие. Столичные меломаны отметили ее мастерство в декабре 2013 года, когда певица приняла участие в рождественском проекте Musica Viva, в котором прозвучали Магнификат Баха и симфония «Хвалебная песнь» Мендельсона. Исполнить партию тенора приглашен немецкий певец Маркус Шафер — лауреат конкурса имени Карузов в Милане, обладатель премии «Грэмми». Шафер известен своим интересом к музыкальным раритетам, что делает его одним из самых универсальных и востребованных в Европе оперных и концертных певцов.

Немецкий бас-баритон, профессор Лозаннской консерватории Кристиан Иммлер, также принимающий участие в концерте, обрел широкую известность как выдающийся исполнитель барочной музыки, в особенности произведений Баха и Генделя. В этом репертуаре он сотрудничает с крупнейшими мастерами исторического исполнительства — Уильямом Кристи, Филиппом Херревеге и многими другими. В марте 2013 года он принял участие в российской премьере оперы Вебера «Оберон», концертная версия которой была также представлена оркестром Musica Viva. За дирижерский пульт в этот вечер встанет художественный руководитель оркестра Александр Рудин.

Профессиональная деятельность Карла Филиппа Эммануила была связана с Берлином и Гамбургом. Сегодня он известен более всего своими инструментальными сочинениями, созданными в берлинский период во время службы при дворе прусского короля Фридриха Великого. Это около 300 клавирных сочинений, многочисленные симфонии, трио, сонаты и концерты. В 1767 году Бах переехал в Гамбург, где занял место кантора и музикдиректора после смерти Георга Филиппа Телемана. Здесь он обратился к вокальным (церковным и светским) жанрам, создав две оратории, псалмы, духовные песни, два десятка пассионов, около 70 кантат. К этому периоду относится и появление страстной кантаты «Последние страдания Спасителя», которая была окончена в 1770 году.

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору