Российской премьерой страстной кантаты «Последние страдания Спасителя» (Die letzten Leiden des Erlösers) Карла Филиппа Эммануила Баха камерный оркестр Musica Viva откроет новый сезон абонемента «Шедевры и премьеры» в Концертном зале имени П. И. Чайковского 24 октября 2014 года (афиша).
Исполнение кантаты станет единственным в нашей стране масштабным концертным проектом, отмечающим 300-летие со дня рождения композитора.
Карл Филипп Эммануил Бах (1714 — 1788) — второй из пяти сыновей Иоганна Себастьяна Баха, известный как «берлинский» или «гамбургский» Бах. Среди многочисленных представителей своего знаменитого рода он был самым успешным и признанным композитором, завоевавшим прижизненную славу и непререкаемый авторитет. Так, стиль его музыки, представляющий собой связующее звено между барокко и классицизмом, оказал большое влияние на формирование композиторского почерка Гайдна и Бетховена. В XIX столетии имя «берлинского Баха» было прочно забыто, однако XX век возродил интерес к музыке этого автора, заслуженно вернув его на музыкальный Олимп. Сегодня произведения Карла Филиппа Эммануила Баха исполняются повсеместно, а в этом году 300-летие со дня рождения композитора во многих странах пышно отмечается фестивалями, тематическими концертами, новыми записями.
Несмотря на популярность музыки К.Ф. Э. Баха во всем мире, в России его сочинения сегодня звучат все еще достаточно редко, а кантатно-ораториальное творчество известно меломанам лишь по записям. Оркестр Musica Viva уже многие годы знакомит отечественных ценителей с лучшими сочинениями К.Ф. Э. Баха: его творчеству коллектив посвятил многочисленные концертные программы, фигура этого автора является одной из центральных для всех сезонов абонемента «Серебряная классика». Теперь наших слушателей ждет премьера и одной из масштабных кантат композитора (она состоит из 22 частей и длится около двух часов), предназначенной для пяти солистов, смешанного хора и оркестра.
Ее исполнение на сцене Концертного зала имени Чайковского 24 октября обещает стать большим художественным событием, претендующим на уникальный статус — это единственный столь грандиозный проект в отечественной концертной жизни, отмечающий 300-летний юбилей знаменитого композитора.
В исполнении кантаты примет участие постоянный партнер оркестра Musica Viva — вокальный ансамбль Intrada, а также интернациональный состав певцов, специализирующихся на музыке XVIII столетия. Среди них две молодые российские исполнительницы — меццо-сопрано Лилия Гайсина и Дарья Телятникова, уже хорошо знакомые московской публике, в том числе и по совместным проектам с оркестром Musica Viva. Партию сопрано исполнит бельгийка Лора Бинон, уделяющая большое внимание в своем творчестве исторически достоверному исполнению музыкальных шедевров. Певица постоянно сотрудничает с известнейшими ансамблями старинной музыки, такими как Il fondamento, Collegium Vocale (Гент), Ictus и Spectra, с которыми записала несколько альбомов и совершила гастрольные турне. Бинон выступает под управлением признанных мэтров, в числе которых Филипп Херревеге, Эрве Нике, Жоэль Леви и многие другие. Столичные меломаны отметили ее мастерство в декабре 2013 года, когда певица приняла участие в рождественском проекте Musica Viva, в котором прозвучали Магнификат Баха и симфония «Хвалебная песнь» Мендельсона. Исполнить партию тенора приглашен немецкий певец Маркус Шафер — лауреат конкурса имени Карузов в Милане, обладатель премии «Грэмми». Шафер известен своим интересом к музыкальным раритетам, что делает его одним из самых универсальных и востребованных в Европе оперных и концертных певцов.
Немецкий бас-баритон, профессор Лозаннской консерватории Кристиан Иммлер, также принимающий участие в концерте, обрел широкую известность как выдающийся исполнитель барочной музыки, в особенности произведений Баха и Генделя. В этом репертуаре он сотрудничает с крупнейшими мастерами исторического исполнительства — Уильямом Кристи, Филиппом Херревеге и многими другими. В марте 2013 года он принял участие в российской премьере оперы Вебера «Оберон», концертная версия которой была также представлена оркестром Musica Viva. За дирижерский пульт в этот вечер встанет художественный руководитель оркестра Александр Рудин.
Профессиональная деятельность Карла Филиппа Эммануила была связана с Берлином и Гамбургом. Сегодня он известен более всего своими инструментальными сочинениями, созданными в берлинский период во время службы при дворе прусского короля Фридриха Великого. Это около 300 клавирных сочинений, многочисленные симфонии, трио, сонаты и концерты. В 1767 году Бах переехал в Гамбург, где занял место кантора и музикдиректора после смерти Георга Филиппа Телемана. Здесь он обратился к вокальным (церковным и светским) жанрам, создав две оратории, псалмы, духовные песни, два десятка пассионов, около 70 кантат. К этому периоду относится и появление страстной кантаты «Последние страдания Спасителя», которая была окончена в 1770 году.