«Записки сумасшедшего» в Муниципальном концертном зале.
В Муниципальном концертном зале состоялась премьера спектакля для органа «Записки сумасшедшего». Режиссер и исполнитель главной роли — заслуженный артист Кубани Виктор Плужников, солист — заслуженный артист Кубани Михаил Павалий.
«Он был титулярный советник, она — генеральская дочь…» — первые строчки известного романса А. Даргомыжского на стихи П. Вейнберга. Романс повествует о человеке, который так же, как и все в этом мире претендует на счастье взаимной любви и достойное место в обществе. Однако, условия современного социума диктуют ему непременное наличие высокого социального происхождения, отсутствие которого лишает его последней надежды. Итак, перед нами «маленький человек», созданный в русской литературе Пушкиным и Гоголем еще в начале ХIХ века и прошедший множество ипостасей в творчестве классиков русской литературы. Прошло время, но этот собирательный образ не потерпел изменений: в поисках истины человек всё также блуждает между правдой и вымыслом, между сном и реальностью, между днём и ночью.
Аксентий Иванович Поприщин в исполнении Виктора Плужникова не страдает безумием. Ведь если отбросить «ералаш в голове» — истории о том, что Испания — это Китай или о том, что земля сядет на луну, а луна в свою очередь «обыкновенно делается в Гамбурге», — мы увидим знакомый образ одинокого, несчастного и безобидного человека. Наречение титула испанского короля и коронация самого себя — последствия мании величия, исходящей из собственного ничтожества. Суета и внутренний тремор вначале и неистовые эмоции, крик души второй половины действия: динамика спектакля росла прямопропорционально безумию героя.
Эта постановка является именно тем случаем синтеза музыки и слова, когда обе стороны процесса равносильны по своей значимости. Обозначение жанра «спектакль для органа» говорит само за себя: известно, что музыка И. С. Баха воспринимается как живая человеческая речь. Она пронизана множеством музыкально-риторичеких фигур, подражающих интонациям человеческой речи или передающих определённые чувства и понятия. Прелюдии, хоралы и арии многократно усиливают внутреннюю трагедию, переживаемую героем. Они вступают в постоянный диалог с его эмоциями и действиями. История «маленького человека», изложена у Гоголя в форме карикатуры и гротеска. Использование органной музыки в трактовке краснодарского режиссера, проявляет истинный трагизм положения этого образа в культуре.
Сейчас в искусстве актуальной тенденцией является «осовременивание» классических произведений за счёт внедрения элементов атрибутики современной культуры. Однако некоторые «вечные» идеи не нуждаются в идентификации с помощью внешних деталей. Так, мы видим на сцене лишь главного героя, его грезы, видения и музыку. Декорации минимальны, они являются лишь продолжением набросков жизни в голове у Поприщина.
Итак, в лице гоголевского чиновника мы видим историю любого современного человека, раздавленного мечтой о недоступном для него мире. Его беззащитность подчеркнута образом матери, отсутствующим в оригинальном тексте Гоголя.