17 декабря в 19.00 в
Санкт-Петербургском Доме музыки (наб. Мойки, 122) в рамках цикла «Вечера в Английском зале» состоится
рождественский концерт, на котором солисты
Академии молодых певцов Мариинского театра представят всемирно известные вокальные произведения.
Среди исполнителей — лауреаты и дипломанты международных конкурсов:
Юрий Евчук (бас) — обладатель Гран-при Международного фестиваля-конкурса «Долина искусств» (Венгрия,2011),
Наталья Димова (сопрано) — дипломант международного конкурса «Опера без границ» (Красноярск, 2014),
Евгений Ахмедов (тенор) — победитель международного конкурса вокалистов имени Лисициана (Владикавказ, 2013).
Неаполитанская тарантелла, украинская «Нiчь, яка мiсячна», оперные арии Верди и Моцарта, лирический русский романс Чайковского — певцы из Мариинского театра соединят в одном вечере множество разных эпох, чувств и образов.
***
Русская вокальная музыка представляет собой одно из самых заметных явлений в истории европейской культуры. Сформировавшись в начале 19 века, она в течение одного столетия прошла значительный путь развития. Каждый русский композитор, обращаясь в своем творчестве к камерно-вокальным и оперным жанрам, формировал в рамках традиции новое направление, в результате возникали сочинения, сочетавшие особенности русских профессиональных и фольклорных образцов, европейской вокальной и инструментальной музыки. Соединенные с прекрасными творениями русской поэзии, вокальные сочинения подчеркивают глубину их содержания, выявляют скрытые линии, преподносят высокое слово в его новом, музыкальном осмыслении.
При этом на всех этапах развития вокальной музыки в России народные песни, в первую очередь русские и украинские, активно использовались композиторами, видевшими в них истинный источник народной образности и мелодичности. Композиторы не только цитировали подлинные напевы, но и создавали собственные музыкальные произведения — камерные и театральные — в стиле фольклорных, как это происходило в сочинениях
Н. А. Римского-Корсакова, связанных с украинской традицией, в том числе, в опере «Ночь перед Рождеством».
Эти традиции были заложены уже в творчестве
М. И. Глинки, романсы которого привлекают прежде всего своей особой мелодичностью. Композитору удалось создать гибкий, выразительный тематизм, в котором русская песенность отчетливо соединена с итальянской кантиленой, элегичность высказывания (романс «Я помню чудное мгновенье») с оперной театральностью. Потому и арии из опер Глинки, в том числе из «Жизни за царя» при всей их национальной отчетливости воспринимаются как лучшие образцы общеевропейского искусства.
Продолжатель глинкинских традиций
А. С. Даргомыжский обозначил новое направление в вокальном жанре, создав тип харáктерной песни, в которой стремился передать выразительную музыкальную речь представителей разных социальных слоев. Его «Мельник» и «Титулярный советник» воспринимаются как меткие, образные зарисовки, смешные и печальные одновременно.
Даже если композиторы не рассматривали романсы как основную линию своего творчества, сочинения данного жанра неизменно появлялись на определенном этапе их творчества, по сути, обнаруживая потребность автора в собственном лирическом высказывании. С этим мы соприкасаемся в творчестве
А. Г. Рубинштейна, известного в первую очередь своими театральными и инструментальными сочинениями. Незначительное по объему, но выразительное романсовое наследие композитора открывает новую грань облика выдающегося музыканта. Романсы писали также композиторы-дилетанты, имена которых, например,
Б. С. Шереметева зачастую оставались известными в истории, только благодаря отдельным камерным сочинениям.
Пожалуй, самые большие достижения в русской вокальной музыке связаны с именем
П. И. Чайковского, каждый романс или ария которого сразу приобретали почти легендарную известность. Богатое лирико-мелодическое дарование композитора, способность по особому слышать и воплощать поэтическое слово, умение создавать объемную, совершенную музыкальную форму и, главное, передавать глубокие человеческие чувства, окрашенные личным переживанием — все это сделало вокальные творения композитора лучшими образцами своего жанра. Написанные на стихи разных поэтов, романсы и арии из опер раскрывают Чайковского как «выдающегося мастера вокального рисунка и художника мелодии» (Б. В. Асафьев).
Европейская музыка представлена в концерте преимущественно номерами из опер 18–19 столетий — австрийской (Моцарт) и итальянской (Россини, Верди и др.). В наследии
В. А. Моцарта оперы занимают особое место, не случайно он писал:
»Я завидую всем, кто пишет оперы. Я готов плакать, когда слышу оперную арию… Желание писать оперы — моя idеé fixe». «Дон Жуана» и «Волшебную флейту» называют среди самых известных сочинений композитора. Образ Дона Оттавио — антипода Дон Жуана — раскрыт композитором не менее выразительно, чем образ главного героя, ария же мудрого волшебника Зарастро из последней, волшебной оперы Моцарта раскрывает очень важную для композитора идею просвещенного монарха.
Искрометное веселье музыки
Дж. Россини блистательно проявляется в его самой известной опере «Севильский цирюльник», ария же Дона Базилио и в наши дни рассматривается как поразительный образец воплощения комического в музыке. Итальянское народное искусство, питавшее творчество композитора, обрело под его пером новые черты, превратившись в знаменитой «Неаполитанской тарантелле» из бытового танца в виртуозную вокальную пьесу. Очень выразительны и по-итальянски эмоциональны фрагмент из оперы
Г. Доницетти «Любовный напиток» и песня
Р. Леонкавалло «Рассвет».
Имя
Дж. Верди, определившего пути развития итальянской оперы в 19 веке и создавшего выдающиеся сочинения мирового уровня, всегда ассоциируется у слушателей с мастерством в раскрытии ярких художественных образов, передаче сценических ситуаций, создании великолепных образцов итальянского оперного мелоса. Драматические эпизоды из опер «Дон Карлос» и «Травиата» принадлежат к числу самых поразительных оперных арий композитора. Итальянскую традицию развивает в своем творчестве и
Дж. Пуччини, не случайно его называют «последним великим мастером итальянского bel canto». Врожденная театральность, желание показать на сцене сильные характеры и чувства, мелодраматичные ситуации определили специфический язык Пуччини, где мелодика сочетается с речитативом, обнажая контрастные состояния каждого из героев.
Проф. З. М. Гусейнова