«Русские играют по-другому» — классика от Новосибирской филармонии «взорвала» Youtube

Добавлено 18 мая 2015 muzkarta

Новосибирская филармония

Видеозаписями выступлений Новосибирской филармонии интересуются даже именитые западные дирижеры. Фото Марии Козловой и Михаила Перикова
Симфоническая музыка входит в моду среди пользователей интернета. Записи выступлений музыкантов Новосибирской филармонии собирают десятки тысяч просмотров на YouTube со всего мира. Даже если в зале 150 человек — видео собирает 60 тысяч просмотров и отзывы известных зарубежных дирижеров. Почему люди слушают классику в интернете — рассказал автор блога, виолончелист Станислав Овчинников.

Как появился ваш блог?

Видеоблог был создан для «внутреннего пользования» — чтобы музыканты симфонического оркестра слушали свои концерты для «разбора полетов», могли анализировать и прогрессировать в исполнении музыки. Это всегда полезно — послушать со стороны, например, для музыкантов с духовыми инструментами. Некоторые концерты были очень удачные и мы решили открыть доступ к ним, всего где-то 200 концертов. Помимо этого, есть много концертов в закрытом доступе, для профессионалов.

Кто смотрит выступления коллективов Новосибирской филармонии?

Мы начали смотреть статистику — нас смотрят 104 страны. Очень популярны в США, в России, Франции, Германии, Японии, Испании. Много каких-то экзотических стран, о которых мы вообще не знали — это самое интересное, ведь музыка-то симфоническая.
И это большая аудитория — где-то 700 тыс. просмотров и 850 подписчиков. Среди них много людей, которые жили в Новосибирске, но уехали — им интересно, что происходит в музыкальной жизни города. У кого-то тяжело болеют родители, они не могут ходить на концерты и слушают нас в записи.

В чем секрет популярности видео с симфонической музыкой?

Мы совершенно по-другому играем, нежели европейские, московские оркестры. Идет очень интересный творческий процесс интерпретаций. Они получаются нестандартные и очень живые. Есть люди, которые устали от традиционных интерпретаций, «выхолощенных», эта публика нами и интересуется. Импресарио Чечилия Бартоли, которая ведет Моцартовский фестиваль в Зальцбурге, говорит: «Европейский оркестр я могу услышать в каждом городе. Мне интересно, как играет Новосибирский оркестр. Потому что он играет очень самобытно и не так, как принято. Русские играют по-другому» Я думаю, что популярность на YouTube заключается в этой оригинальности исполнения, и тем, что наш оркестр очень живо звучит, национально.

Как говорил Ростропович, оркестр делится на 2 категории: которые хотят играть и которые не хотят играть, несмотря на зарплаты. Или с желанием, или приходят на государственную работу: «оттарабанили», все «четко», «чисто», но «жизни» никакой нет. А у нас другая ситуация — не за деньги работаем, тем более, если сравнивать зарплаты даже с Москвой и Санкт-Петербургом.
А интерпретации выдаются мирового уровня, интересного — в этом секрет популярности. Людей же не заставишь смотреть, если им неинтересно.

Какие видео самые популярные?

Люди интересуются симфонической музыкой, и это очень популярно.

И даже московские артисты с нами записываются — та же Мечетина, она играла в ДКЖ концерт. И видео с ней зашкаливает по просмотрам. Она играла Рахманинова, на тему Паганини. Самое популярное видео с ней — это выступление именно с нашим оркестром.
Потому что никогда не знаешь, как пойдет. Может быть гениальное исполнение в плохом зале. Но мы пишем все, и лучшие моменты выбираем.

Например, мы играли Эдуарда Артемьева, а ведь он родился в Новосибирске. Его родители ехали в поезде, у мамы начались схватки — и великий композитор появился на свет в железнодорожной больнице. Он приезжал на свою родину на творческий вечер в ДКЖ. И внезапно пошли сотни просмотров — настолько музыка популярна в России. А когда ее включили на награждении спортсменов олимпиады в Сочи — просмотры вообще стали зашкаливать.

Некоторые наши видео очень интересны зарубежным меломанам. Есть дирижер Баренбойм, и он говорит — я бы хотел приехать в Россию, дирижировать в Москве и Санкт-Петербурге, и еще есть Новосибирский оркестр, с ним выступить.

Наши записи есть на YouTube, их можно найти по тегам классики, и они достаточно популярны по сравнению с другими оркестрами. И даже знаменитые западные дирижеры ими интересуются и смотрят. Это уже говорит о внимании к творчеству нашего оркестра.

Для нас это обычный концерт, а в результате смотришь со стороны — событие. Блог был создан как рабочий, а получился для людей.

Часто ли музыканты хотят попасть на ваш блог?

Бывают такие просьбы, мы даже сами предлагаем — когда видим, что хорошая программа, и она может быть интересна и оригинальна. Мы всегда идем навстречу и публикуем концерты только соответствующего качества. Есть еще отдельный блог «Filarmonica»-квартет, он, кстати, очень популярен в США. Наше выступление на фестивале «Мартовский код» собрало 150 человек, а у видео сейчас 60 тыс. просмотров.

Больше в интернете среди записей российских квартетов просмотров нет ни у кого.
У нас, в Новосибирске, выступление может быть и не так оценено, но в мире меломаны знают, и судя по просмотрам, это чего-то стоит. Это всегда приятно, и комментарии часто поднимают настроение. Другие коллективы тоже делают оригинальные выступления. «Маркелловы голоса» делали Аиду в джазовой обработке с Серебренниковым. «Шакунтала» — Роман Столяр написал музыку на древнеиндийскую легенду. Чтобы это в песок не уходило потом, со временем люди находят это и слушают.

Создается культурный слой. Все равно, сейчас мир другой и время другое. Компакт диски отмирают совсем. Все слушают музыку в интернете, тем более она доступна в хорошем качестве. А мы снимаем на камеру с высоким разрешением, записываем хороший звук. Вечером мы пишем концерт, ночью я ставлю на загрузку и утром он уже доступен для просмотра. Для исполнителей это очень важно, потому что можно увидеть все со стороны, пока еще свежи ощущения. В этом смысле достигается высокая оперативность, соперничать может только онлайн.

Никита Манько, Новосибирские новости
nsknews.info

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору