
Было бы неправильным сказать, что на очередной лекции цикла «Эпоха Просвещения» в БДТ слушатели познакомились с сочинением Десятникова: и в Петербурге, и в Москве оно звучит достаточно регулярно, а запись доступна в Интернете. Его можно услышать не только в концертной версии — на эту музыку поставлен балет. Встреча с Иосифом Райскиным давала возможность рассмотреть произведение вблизи, как будто через увеличительное стекло, смакуя отдельные детали.
Акцент в лекции был сделан на фольклорных истоках сочинения. Толчком к созданию «Сезонов» послужило знакомство композитора с песнями, записанными Е. Н. Разумовской в Псковской области. Позже вышли аудиозаписи одной из песельниц — Ольги Федосеевны Сергеевой, так что слушатели могли сопоставить аутентичное звучание и его композиторское претворение.
Из всех жанров Десятников выбрал те, что в той или иной мере соотносятся с годовым циклом: праздниками и постами, сезонными работами. Двенадцать пьес группируются по три, образуя циклическое произведение «сложносочиненного» жанра. Для цикла песен в нем чересчур много инструментальных номеров, для сюиты — мало танцевальных, жанрово определенных частей, да и связи между ними носят иной характер. Ближе всего здесь жанр концерта: главенствует партия солирующей скрипки, ей поручена каденция (№ 10 «Святошная»). Даже голос отходит на второй план, потому что вокал в «Сезонах» —
несмотря на некоторые как бы народные приемы — классический, а игра скрипки в большинстве случаев — подчеркнуто фольклорная. Она имитирует то «белый» открытый звук, то грудные подвывания в плаче, то запредельно высокие ноты закличек и тут же словно соскальзывает в совершенно иную стилистику. Вот инструменты горланят «Христос воскресе!» — и тут же звучит что-то квартетное, прозрачное.
Здесь много аллюзий на барочную музыку, узнаваем Стравинский, есть даже фугированный фрагмент (какой же петербургский композитор обходится без фуги или хотя бы фугато!). В этих мерцающих сополаганиях фольклор начинает звучать иначе. Например, в поющейся на Духов день «Ой, кумушки, голубушки» проявляются романсовые интонации.
«Русские сезоны» нравятся и критикам, и исполнителям, и публике. Не только у музыкантов, балетмейстеров и режиссеров, но и у слушателей выстраиваются с ними собственные внутренние диалоги — верный знак, что сочинению уготована долгая жизнь.
Евгения ХАЗДАН
Источник:
www.nstar-spb.ru