Рустем АБЯЗОВ: «На фестивале „L'arte del arco“ соберется звездный состав»

Добавлено 17 февраля 2015 muzkarta

Фестиваль «Искусство смычка» («L'arte del arco»), Рустем Абязов (скрипка, дирижер, композитор), Камерный оркестр «La Primavera», Зал Нижнекамского музыкального колледжа

С 10 по 15 марта в Казани и Нижнекамске пройдет фестиваль «L’arte del arco», что в переводе означает «Искусство смычка». Фестиваль пройдет в Казани уже в третий раз и соберет знаменитых на весь мир музыкантов. На пресс-конференции, прошедшей в ИА «Татар-информ», художественный руководитель и главный дирижер Казанского камерного оркестра «La Primavera» Рустем Абязов и заместитель концертмейстера оркестра Лия Коростякова рассказали, чем удивит слушателей фестиваль в этом году, как изменение курса рубля повлияло на приезды иностранных музыкантов и какие сочинения прозвучат на фестивале.

Какую программу вы приготовили в этом году для слушателей?

Р.А.:
Получился, по моему мнению, просто звездный состав, особенно если учесть, что на наш фестиваль приедет легенда мирового скрипичного искусства Лакшминараяна Субраманиам из Индии. Когда я был студентом и учился в Московской консерватории, мы знали, что это за человек и как он играет. Он по-разному играет на скрипке: у него есть и классическая постановка, он может играть и как виолончелист на скрипке, и в народных, традиционных манерах. Кроме того, он очень увлеченно занимается джазом, роком.

Как писал о нем Иегуди Менухин — я думаю, что его бесспорно можно поставить в десятку лучших скрипачей ХХ века: «Ничто так не вдохновляет, как музыка моего великого коллеги Субраманиама. Я не перестаю удивляться всякий раз, слушая его». Я думаю, что Иегуди Менухину можно верить.

С ним приезжает его сын, который сейчас очень известен. Он живет в Америке. Год назад он был признан лучшим скрипачом Индии. В первом отделении они будут играть индийскую классическую музыку, а во втором отделении сыграют с оркестром «La Primavera». Что это будет — я, честно говоря, пока не знаю, потому что ни нот, ничего другого нет. Во втором отделении мы будем играть произведения самого Субраманиама, потому что помимо того, что он скрипач, он очень известный композитор, его сочинения играют по всему миру.
Хьюго Тиччиати все знают, его представлять не нужно, он в третий раз на нашем фестивале, стоит у его истоков. Я уже даже не представляю без него «L’arte del arco». Он очень помогает нам приглашать по-настоящему интересных музыкантов. По его предложению в этом году приедут еще три музыканта. Потрясающий скрипач из Франции Николя Дотрикур. Если набрать его имя в интернете, тут же выходит огромный список публикаций, афиш и прочего. Это человек, который играет везде — он очень востребован и его везде приглашают.

Приедет альтистка, очень интересная. Она совсем молодая — ей 23 года. Это американка, живущая в Голландии, но русского происхождения — Дана Земцова. Ее называют лучшей альтисткой своего поколения в мире. Посмотрим, действительно ли это так.

И у нас так получилось, что на первый фестиваль приезжала Прия Митчелл из Великобритании, на второй фестиваль — Томас Гульд из Великобритании. В этом году приезжает замечательный виолончелист из Великобритании — Ги Джонстон. Он играет на очень хорошей виолончели итальянского мастера восемнадцатого столетия. Я слушал его записи — тончайший, интереснейший музыкант. Я с каким-то благоговением жду встречи со всеми этими музыкантами.

Насколько сложно было договориться с музыкантами о приезде?

Р.А.:
Переговорный процесс шел долго, но не потому, что нельзя было договориться. Принципиальные согласия мы получили достаточно быстро. Несмотря на свой почтенный возраст — ему 67 лет — Субраманиам очень много ездит. Как удалось с ним состыковаться? Мы в прошлом году неожиданно для себя играли с трио «Лойко». И Сергей Эрденко, руководитель этого ансамбля, говорит: «Мы сейчас едем на фестиваль, там будет Субраманиам. Если хотите, я могу с ним переговорить». И вот после этого менеджер Субраманиама прислал нам письмо, и мы начали переговоры.

То есть согласились они достаточно быстро. Но согласовать условия приезда было гораздо сложнее. Я не могу сказать, что это капризы какие-то, но условий достаточно много. Начнем с того, что они вегетарианцы. Устроить то питание, к которому они привыкли, мы просто не в состоянии. Мы сошлись на том, что будем платить им суточные, и пусть делают, что хотят.

Второе — Субраманиам отказался от собственного гонорара, потому что его гонорар мы бы просто не потянули. Мы платим гонорар только музыкантам, которые его сопровождают. Но, тем не менее, тот же Субраманиам обходится нам достаточно дорого, потому что он летает только бизнес-классом, живет только в номерах «люкс». Эти моменты привели к тому, что фестиваль получается достаточно дорогой для нас. Министерство культуры естественно нас поддерживает, но ведь все сметы составлялись еще до того, как рубль упал. Поэтому на сегодняшний день перед нами стоит серьезная проблема. Министерство культуры выполнило все свои обещания, но для того, чтобы покрыть все расходы в связи с изменением курса рубля, нам придется очень постараться. Но раз уж мы ввязались в драку, будем тянуть эту лямку до конца.

В чем главная «изюминка» фестиваля «L’arte del arco», отличительная черта от других фестивалей?

Л.К.:
На фестиваль приезжают замечательные музыканты, и мы сами для себя делаем открытия. Каждый новый исполнитель для нас прямо звезда. Мы их никогда не слышали и очень многих музыкантов узнаем только во время игры, во время репетиций.

Р.А.:
Добавлю, что у нас нет аналогов этому фестивалю, которые знакомят публику со струнно-смычковым искусством. В России их очень мало. Некоторые посвящены только виолончели, некоторые — скрипкам.

Л.К.: А потом, у нас проходят очень интересные мастер-классы.

То есть фестиваль несет еще и образовательную функцию?

Р.А.:
У нас изначально было заложено в идею фестиваля, что каждый солист даст мастер-класс. Кроме Субраманиама, к нему мы даже не обращались с этой просьбой. Я не думаю, что это было бы уместно, потому что манера исполнения индийского скрипача очень сильно отличается и те, кто попытался бы с ним заниматься, просто впали бы в ступор. Но все остальные музыканты, все без исключения, готовы дать мастер-классы. Сейчас идет подготовка.
В этом году мы даже решили не делать акцент на специальной музыкальной школе. Мы договорились так, что в мастер-классах могут принять участие учащиеся детской музыкальной школы, могут быть студенты училища. При желании — и студенты консерватории. Другое дело, что, конечно, будет и отбор. Всех мы принять не можем. Два-три человека отберем на каждый мастер-класс.

В этом году фестиваль впервые пройдет в Нижнекамске, а не в Набережных Челнах.

Р.А.:
Это получилось случайно, потому что в Набережных Челнах необходимые даты были заняты. Если бы мы знали, как воспримут в Нижнекамске новость, что там состоится практически гала-концерт фестиваля, может быть, мы бы давно направили туда свой взор. У меня даже возникла мысль сделать на следующем фестивале два выезда — и в Набережные Челны, и в Нижнекамск.

Скажется ли сложная экономическая ситуация в стране на приездах известных иностранных музыкантов в Казань?

Р.А.:
Я думаю, что их будет гораздо меньше, потому что многие организаторы испугаются приглашать их. Я разговаривал с режиссерами театров, они говорят, что хотели пригласить зарубежных режиссеров, но теперь уже отказались от этой мысли. Потому что эти затраты превышают допустимые пределы. Но нам бы не хотелось думать, что и нам придется отказаться.

В Казани многие фестивали проходят один-два раза, а после уходят в тень. Что дает вам силы проводить его каждый раз?

Р.А.:
У фестиваля очень интересная идея, не хочется отказываться от нее. Ничего подобного больше нет. Почему мы должны отказываться от того, чего нет у других? Мы же видели, какого уровня музыканты к нам приезжают. Нам самим будет очень сильно этого не хватать.

www.tatar-inform.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору