Создатель, бессменный художественный руководитель и главный дирижёр Казанского камерного оркестра «La Primavera» Рустем Абязов рассказал KazanFirst о том, почему исчерпала себя современная классическая музыка, поделился впечатлениями о своем актёрском опыте, а также поведал, как совместить на сцене музыку и кино и как иллюстрировать классику мультфильмом.
— Вы ведь не только руководите оркестром, но дирижируете, пишете музыку, выступаете в качестве солиста-инструменталиста… Насколько важно для музыканта сегодня быть универсальным?— Это никакая не универсальность. Ведь каждый, кто заканчивает консерваторию, выступает в качестве исполнителя на том или ином музыкальном инструменте. Но, чтобы быть действительно хорошим исполнителем, нужно работать за инструментом ежедневно по несколько часов. Мне не нравится слово «тренировки», — это немного не то… Но, действительно, необходим ежедневный труд и работа над собой. Я уже не раз собирался завершить свою исполнительскую деятельность, но, когда меня приглашают на фестивали, в том числе зарубежные, коллеги постоянно просят, чтобы я солировал. К счастью, опыт позволяет мне не репетировать каждый день, но держать себя в музыкальной форме, конечно, необходимо. Я сам получаю неимоверное удовольствие от исполнения музыки.
-А ваш оркестр отличается универсальностью за счёт того, что часто принимает участие в уникальных, концертах, где переплетаются разные виды искусства?— Тоже — не совсем. Ведь мы исполняем музыку, а рисуют картины, танцуют, читают монологи — профессиональные художники, танцоры и актёры. Хотя, конечно, мы работаем в тесном тандеме, чтобы получить действительно качественный, интересный результат. Потому что зритель сразу замечает, если элементы действа на сцене идут параллельно и отсутствует логика, тогда ему просто становится скучно и неинтересно. Наш оркестр действительно открыт всему новому, чего стоит только работа с битбоксером Митей Бурмистровым, которая, неожиданно для широкой общественности, получилась действительно интересной и новаторской. В этом плане мы стараемся идти в ногу со временем.
— Получается, сегодня слушателю мало одной лишь музыки, звучащей со сцены?— Безусловно. Поэтому мы часто прибегаем к синтезу искусств. Признаться, мне и самому мало одной музыки, ведь всё давно написано и сыграно. И, какими бы гениальными ни были Моцарт или Чайковский, как бы мне ни нравилась их музыка, слушать одно и то же в 150-й раз становится просто неинтересно. Искушённый зритель хочет зрелища, новизны. И мы стараемся соответствовать.
— 11-го декабря Казань ждёт очень необычный концерт, а точнее — «киноконцерт». Расскажите, что это за жанр?— Зрители действительно будут наблюдать уникальное действо — переплетение музыки и кинематографического искусства. В частности — немого кино.
— Как Вам пришла идея такого концерта?— Я увидел мультипликационный фильм по партитуре «Картинок с выставки» Мусоргского. И был поражён: музыка в исполнении Канадского камерного оркестра отражала мельчайшие движения на экране, а каждый кадр мультфильма точно попадал в каждую ноту. И в первом отделении предстоящего концерта мы решили вживую сыграть эту сюиту в оркестровке Ю.Туровского и иллюстрировать её мультфильмом, который будет идти на экране. А может это музыка в нашем исполнении будет иллюстрировать мультфильм? Для нашего города это первый подобный опыт. Безусловно, для оркестра это очень сложно в техническом плане. Но зрителя ждёт действительно захватывающее, интересное и необычное действо.
— В аннотации концерта сказано, что мы сможем увидеть Вас и в качестве актёра…— Да, это так. Вот это — да, та универсальность, о которой Вы говорили в начале. Этот опыт стал для меня неожиданным, но очень интересным. Началось всё с того, что молодой режиссёр Юрий Данилов показал мне сценарий короткометражного фильма, который должен был стать его дипломной работой. Фильм был посвящён творческим мукам композитора, который находится в поисках вдохновения. Сценарий мне очень понравился, я сразу понял, что это нечто абсолютно новое, неординарное, и с радостью согласился попробовать себя в качестве актёра. В итоге, фильм получился очень интересным, захватывающим, интригующим, даже мистическим в каком-то плане. Это немое кино, актёр не произносит ни единого слова. Звучат лишь окружающие любого человека бытовые шумы и фрагменты музыки Леонида Любовского, которая легла в основу фильма. К моему приятному удивлению, эта картина вышла из категории простого дипломного проекта и была представлена на Международном фестивале мусульманского кино, где получила широкий резонанс и множество положительных отзывов. Сам Юрий Данилов сейчас учится во ВГиК-е, на мой взгляд, у этого молодого режиссёра очень большое будущее. После фильма мы хотим сыграть произведение Любовского целиком, а на закуску предложить слушателям популярную киномузыку Уоренна, Леграна, Чаплина.
— Музыка — самый субъективный вид искусства, её каждый слушатель воспринимает по-своему. А тут, ещё и в сочетании с немым кино, тоже не самым простым для восприятия жанром. Нет ли риска оказаться неправильно понятыми?— Именно потому, что музыка предельно субъективна (в том смысле, который Вы обозначили), такой риск отсутствует. Фантазия слушателя не ограничивается ничем и никем. И чем больше будет вариантов прочтения, тем большую радость мне это доставит. Фильм называется «№ 9». Когда я задал вопрос Юре Данилову, почему он решил назвать так свой фильм, он ответил, что, во-первых, это знаковое, даже сакральное число для многих музыкантов (например, последняя Девятая симфония Бетховена, или последняя незавершённая Девятая у Шуберта и т. д.), а во-вторых — «чтоб непонятнее было». У слушателя всегда должен оставаться простор для творчества.
— В чём особенность концерта «Рождественская россыпь музыкальных талантов», который состоится 23-го декабря?— Хоть мы и не указали этого в названии, концерт будет посвящён молодым дарованиям. Вниманию слушателей будут представлены четверо невероятно талантливых молодых людей: Равиль Ислямов (скрипка), Александра Тихонова (арфа), вокалистка Екатерина Воронцова и солистка нашего оркестра, пианиста, Елена Лось. Эти молодые музыканты демонстрируют совершенно виртуозное исполнение, которым, я уверен, будут покорены все, кто придёт на наш рождественский концерт.
— Чем отличается нынешнее поколение музыкантов?— У них гораздо больше возможностей получить знания. Закоренелая система музыкального образования сейчас начала постепенно меняться и уходить от консерватизма.
—
Получается, классическая музыка подвижна, идёт в ногу со временем?— Если мы говорим конкретно о классической музыке, то есть о музыке эпохи барокко и классицизма (Бах, Гайдн, Моцарт, Бетховен), то это вопрос исполнения. Но исполнение часто в корне меняет звучание. В эпоху романтизма Мендельсон берёт ноты Баха, как он должен их играть? Естественно, он играет их в духе романтизма. Но в этих нотах не обозначались многие моменты, которые были априори понятны музыкантам эпохи барокко. В итоге — Мендельсон редактирует эти «слепые» ноты, и барочная музыка начинает звучать в романтическом стиле. И Советская система образования обучила такой манере исполнения тысячи и тысячи музыкантов. В этом плане мы очень отстали от Запада, где в это время кропотливо изучали, как же исполнялась барочная музыка тогда, когда её создавал Бах. Выяснилось, например, что нота «ля» звучала на полтона ниже, и это только одно из множества расхождений. Весь запад тогда разделился на два непримиримых лагеря — аутентистов, которые играли, как в старину, и романтиков. И, наконец, появилась третья сила, согласно которой нужно взять всё хорошее и от «старой» и от «новой» манер исполнения. Мне самому «золотая середина» ближе.
— Получается, музыка в классическом жанре, которая создаётся сегодня, тоже строится на фундаменте классиков и, в то же время, стремится быть актуальной и угодить искушённому слушателю?— Это очень сложный вопрос. Весь прошедший век был посвящён поискам новых путей в музыке. А в двадцать первом веке вдруг начался возврат к прошлому. Сейчас мы на перепутье. Ещё один шаг вперёд — и то, что называется музыкой, перестанет ею быть. Например, одно из самых известных авангардных сочинений — пьеса Джона Кейджа «4 минуты 33 секунды тишины»: участники ансамбля просто выходили на сцену с инструментами и сидели в полной тишине эти 4 минуты и 33 секунды. Сочинять действительно новую и достойную музыку сегодня — безумный труд. Выдающийся композитор, Владимир Мартынов написал разгромную статью о том, что музыка себя исчерпала, и ничего нового сочинить просто невозможно, это будут лишь перепевы. Правда сам он продолжает писать музыку.
— И как нам выходить из этого тупика?— Никак. Или смириться и сочинять в заданной столетиями манере, или отказаться от сочинения вообще, как я, например.
11 декабря «Вечер в формате немого кино», начало в 18.30
ГБКЗ РТ имени С. Сайдашева
Площадь Свободы, 3
Стоимость билетов: от 300 до 600 рублей
23 декабря, начало в 18.30
«Рождественская россыпь музыкальных талантов»
ГБКЗ РТ имени С. Сайдашева
Площадь Свободы, 3
Стоимость билетов: от 300 до 600 рублейkazanfirst.ru