Рыжий, полосатый, вполне оперный

Добавлено 30 января 2018 волонтер

Что-то не припомню, чтобы в Санктъ-Петербургъ Опере давали детскую оперу… Однако наступление 2018-го, видимо, сподвигло: Цезарь Кюи, «Кот в сапогах». Режиссер Юрий Александров. Мировая премьера.

А что, действительно ли написанная в

1912 году опера никогда не шла? Ну, не совсем так. Постановка состоялась в 1913-м в Риме, и сыграли ее множество раз, правда, в театре марионеток с вокалистами за кулисами и куклами на сцене. Наверное, это выглядело интересно. Однако вскоре партитура была утеряна, не прозвучав в России. Сохранился только клавир для голоса и фортепиано; в нотных архивах оркестровки тоже не оказалось. Но через 100 лет композитор русского происхождения Елена Лангер сделала оркестровку «Кота» для Женевской оперы, и в 2013 году спектакль был представлен швейцарской публике. В России опера, действительно, в театрах не шла, однако имела успех в учебных студийных спектаклях.

Назвать мировой премьерой нынешнюю петербургскую постановку всё-таки можно, потому что здесь музыкальный материал совершенно заново оркестровали, раскрасив колористически, впрыснув порцию ритмической энергии, но оставив неизменным щедрый мелодический пласт.

Знакомый авантюрный сюжет сказки Перро с тактично осовремененной музыкой сам по себе сулит выигрыш. Дело за малым: динамично построить спектакль, выбрать хороших актеров-певцов, нарядно и остроумно их одеть и преподнести на блюде маленькой сцены роскошного псевдобарочного зала Санктъ-Петербургъ Оперы. Что и сделано весело и красиво. Играя кубиками с картинками и цветистым видео в конфигурации пазлов любимого детьми LEGO, Вячеслав Окунев обеспечил эффектную и доступную для восприятия сценографию. А в костюмах воспользовался подробной имитацией шкурки и мордочки крупного рыже-полосатого кота, cложным гримом других персонажей и хитрой метаморфозой превращений страшного людоеда — словом, возвратил зрителю, маленькому и взрослому, аромат детства с его «натуральными» мягкими игрушками и не слишком страшными «страшилками». Но рядом в спектакле присутствует озорная стилизация старинных костюмов Принцессы и Кошечки, Короля и придворных. Всё вместе художник соединяет виртуозно: вроде бы старая книжка с картинками, но и вполне себе современность. Что хорошо микшируется с музыкой: добрые старые мелодии конца ХIХ —

начала ХХ века (в которых, к изумлению, узнаешь попевки лучших советских песен!) и ритмы латинос или даже что-то совсем близкое сегодняшней дискотеке.

Однако дух настоящей большой оперы чинно сохранен: есть арии, дуэты, ансамбли с хором и даже большой балетный дивертисмент, особая прелесть которого состоит в том, что танцуют не профессиональные балетные артисты, а вокалисты, проделывая это как дети, истово изображающие классический балет.

Оркестр, что нередко бывает в этом небольшом театре, поначалу несколько увлекся громкостью, текст у вокалистов слышался с трудом. Позже инструментальное звучание утихомирилось и дальше почти не раздражало.

А певцы-актеры в большинстве своем хороши: Кот — Дмитрий Уди, кажется, получает от себя не меньшее удовольствие, чем дети от него. Каролина Шаповалова (Принцесса) тоже, кажется, вспомнила своенравное детство, капризничая, топая стройной ножкой и «поливая» зал чистыми свободными руладами. И папа-Король Всеволода Калмыкова хорохорился, распевал свои реплики и вытанцовывал a`la Людовик Солнце очень даже обаятельно. Слегка оплошал только вокал актерски колоритного героя-простака Евгения Наговицина. Что-то не в форме был его Жан, а ведь Кот так ради него старался!

Простые и забавные трюки, стройные мизансцены, хороший темпоритм, классический вокально-актерский академизм в сочетании с азартным погружением и постановщиков, и артистов в уютные фантазии детства обеспечили «Коту» заслуженный восторженный прием. Спектакль — не просто сувенир к Новому году: он в репертуаре и, возможно, откроет серию детских представлений в популярном, любимом петербуржцами и его гостями театре «Санктъ-Петербургъ Опера».

И еще немаловажное: с заботой о детишках приготовлен буфет с небольшими столиками и маленькими забавными пирожными и мороженым по вполне умеренной цене. Юные зрители не плачут, отстояв в длинной очереди, все успевают полакомиться и сластями, и высоким оперным искусством.

Нора ПОТАПОВА

Источник: www.nstar-spb.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2025 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору