Санкт-Петербургский музыкальный вестник: «Человек-мост»

Добавлено 08 декабря 2020 Тимур Халиуллин

Самарская филармония, Московский концертный зал «Зарядье», Курская филармония, Тимур Халиуллин (карильон, клавесин, орган), Органный зал Белгородской филармонии, Малый зал Белгородской филармонии, Большой зал Белгородской филармонии, Белгородская филармония

Тимур Халиуллин

Любой исполнитель выстраивает своеоб-разный мост между музыкой и слушателем. Но особенно это удается тем, кто обладает даром просветительства. А он дан не каждому. Можно быть великолепным исполнителем и педагогом, но далеко не всегда быть подвижником, одержимым идеей нести благую весть о красоте и ценности музыки каждому человеку. Музыкант-просветитель от просто хорошего исполнителя отличается так же, как истинный педагог от очень хорошего «урокодателя». К сожалению, в условиях коммерциализации, в том числе и сферы классического искусства, многие, даже очень хорошие исполнители, превращаются в концертодателей — чем больше, тем лучше, с одними и теми же программами по городам и весям. Для музыканта-просветителя важно изо дня в день выстраивать в сознании слушателя мост от простого к сложному, расширяя горизонты видения и понимания музыки. Таким я ощущаю органиста и карильониста Белгородской филармонии Тимура Халиуллина.

Вокруг Тимура Халиуллина сложился уже огромный фан-клуб. Его страницы в социальных сетях — это не формальная дань времени или способ самолюбования. В период карантина, благодаря им, он не переставал общаться со своими почитателями. Его изу-мительные видеоролики из органного зала, из гастрольных поездок создают ощущение причастности к увлекательному путешествию nonstop по миру музыки и с музыкой.
Этот человек-мост связывает своей деятельностью не только любителей музыки Белгорода. Его программы — а он прекрасно ведет свои концерты! — с особой позитивной, вдохновляющей энергетикой ждут во всех городах страны, где есть орган, и за ее пределами.
Только за короткий период после окончания карантина Тимур Халиуллин соединил своим творчеством Россию и Чехию, выступив с концертами в Кафедральном соборе города Оломоуц с программой «Русские вдохновения», открыл свой десятый органный концертный сезон в Белгородской филармонии, сыграв одну за другой программы «Рок на органе», «Шедевры органной музыки», «Вагнер и Лист». Сразу после открытия сезона принял участие в презентации нового органа, приобретению которого Курской филармонией немало способствовал и своей исполнительской деятельностью, и консультациями. В октябре с солистом Белгородской филармонии Михаилом Пидручным он представил в Самарской филармонии очень интересную программу «Орган и музыка народов мира». «Мы везем инструменты этнического характера — дудук, зурна, волынка, флейта Пана, сопелка, все виды флейт (альтовая, басовая), которые есть у нас в арсенале, —
рассказывает музыкант. — Я хочу показать, как здорово сочетаются этническая музыка и орган. В том числе я там буду играть и свое сочинение — «Вариации на татарскую тему». (Это произведение Тимура Халиуллина получило специальный приз на конкурсе органных композиций Vox organi, проходившем в сентябре 2018 года в Казанской государственной консерватории им. Назиба Жиганова).
А еще, совсем недавно, как исполнитель на карильоне, Тимур Халиуллин принял участие в передаче «Удивительные люди» на канале «Россия-1». И это не удивительно! Его карильонные концерты стали неотъемлемой частью культурной жизни не только Белгорода, но и близлежащих городов области.
Тимур Халиуллин является «мостом» между Белгородом и Санкт-Петербургом, где находится его alma mater — Петербургская консерватория. Он активно сотрудничает с Академической капеллой Санкт-Петербурга и именно по ее инициативе для абонемента «Танцующий орган» подготовил программу «Рок на органе», которая стала еще одним прекрасным авторским просветительским проектом музыканта. Премьера для петербуржцев прозвучала в феврале, а в начале октября именно этой программой открылся новый органный концертный сезон в Белгородской филармонии.
У Тимура Халиуллина фантастическое чувство времени в широком смысле этого понятия. Оно проявляется не только в умении придумать и очень профессионально реализовать яркие, оригинальные, созвучные времени идеи. У музыканта, рожденного быть просветителем, внутри словно установлен своеобразный таймер. Длительность программ, комментарии между произведениями —
идеально выверены. А ведь в этом — уважение к публике, понимание ее оптимальных возможностей восприятия, умение в точно запрограммированное время вложить и увлекательно донести до слушателя словом и игрой максимальный объем художественной, познавательной информации.
Программа «Рок на органе» стала настоящим музыкальным мостом между эпохами развития органной музыки, от барокко и романтизма (Токката и фуга ре минор
И. С. Баха, Токката си минор Э. Жигу и др.) до наших дней. Неподдельный интерес и восторг слушателей вызвали переложение для органа «Палладио» из произведения для струнного оркестра, написанного в жанре concerto grosso, современного британского композитора К. Дженкинса, и оригинальное сочинение для органа композитора из Иркутска Д. Григоруце «Пленение Иисуса» из цикла «Пассионы для органа». Кстати, еще одно ценнейшее направление в просветительской деятельности Тимура Халиуллина —
открытие слушателям творчества интересных музыкантов, работающих в разных регионах страны.
Музыкант показал, как убедительно могут зазвучать в органном переложении произведения, написанные для других инструментов. Так произошло с виртуозно и артистично исполненной Тимуром Халиуллиным «Бабой-Ягой» Мусоргского из фортепианного цикла «Картинки с выставки». Сказочный зловещий образ, созданный русским композитором XIX века, в органной аранжировке дополнился современным звучанием и смыслом. Неожиданно обнаружилась родственность стилистике рок-музыки, улавливаю-щей в атмосфере ХХ века ту агрессию, ту разрушительную силу, которыми он, увы, наполнен.
Не потеряв особую рок-энергетику, а порой и приподнимаясь до новой художественной выразительности, прозвучали в переложении для органа знаменитые рок-хиты
Э. Л. Уэббера, Ф. Меркьюри, Smoke On The Water из репертуара Deep Purple, ставшие уже классикой ХХ века. А композиция
A Whiter Shade Of Pale Гэри Брукера и Мэтью Фишера из группы Procol Harum, основанная на темах И. С. Баха — в частности и на его обработках лютеранского песнопения Wachet auf, ruft uns die Stimme («Очнитесь, голос зовет»), — стала воплощением музыкального диалога эпох.
Не могу не отметить очень уместное использование в переложениях и аранжировках современных произведений ударной установки (Олег Иванов). Это сохраняло особую энергию пульсации рока. Вместе с тем звучание ударных было очень деликатным в пространстве органного зала. Хотя мне показалось, что музыканты перестраховались, иногда можно было позволить ударным звучать более определенно и рельефно.
Именно органное переложение знаменитой Yesterday Дж. Леннона и П. Маккартни, существующей в тысячах интерпретаций и на разных инструментах, выявило чистейшую божественную красоту этой мелодии, и стало еще более очевидно, что эта музыкальная тема безусловно занимает заслуженное место в ряду мелодических шедевров мировой музыки ХХ века. Бережно и светоносно выдыхаемая органом, она обнаружила духовное родство выдающегося произведения Леннона — Маккартни со вневременной мудростью и космизмом хоралов Баха, со всем великим миром Музыки, который несет благородство и человечность.
Доказательством того, что «мост» был спроектирован и построен правильно, стали бурные аплодисменты и крики «Браво!» не только после известных рок-хитов, но и после произведений Э. Жигу, М. Мусоргского, иркутского композитора Д. Григоруце. Это только подтверждает, что тематика программы — не заигрывание с публикой, а еще один просветительский повод для музыканта помочь людям, пришедшим на концерт, возможно, из-за слова «рок» в названии, расширить для себя пространство мира музыки и захотеть открывать его дальше.
17 октября в Кафедральном соборе Калининграда на церемонии награждения в рамках I Всероссийской премии «Органист года», учрежденной Фондом развития творческих инициатив, Российским музыкальным союзом и критико-публицистическим журналом «Музыкальная жизнь», Тимур Халиуллин был удостоен звания лауреата «За самую оригинальную и концептуальную программу» — «Виртуозная педаль». «Эта программа любопытна тем, — рассказывает музыкант, —
что в ней — вся история развития органной педали от зарождения до наших дней. Бах был первый, кто написал произведение для педали. Но я думаю, что он даже не ожидал, что эта, возможно, музыкальная шутка, или упражнение для органной педали, станет таким популярным в репертуаре органистов произведением. Бах его даже не закончил, в нем нет тактовых черт в конце, обозначающих, что это конец. И от этого, наверное, органисты еще больше любят это сочинение, ведь у каждого есть возможность придумать свою каденцию, стать соавтором Баха! Этот баховский экзерсис стал точкой отсчета для появления целого ряда аналогичных сочинений в северонемецкой школе, в эпоху романтизма. В ХХ веке педаль становится настолько самостоятельной, что на ней начинают играть виртуозные произведения без участия рук, даже делать переложения таких сложнейших сочинений, как «Полет шмеля» Римского-Корсакова».
А заканчивается программа еще одним сочинением Тимура Халиуллина: Токката для педали соло. Именно эту пьесу органист и представил в Калининграде на церемонии награждения.
Просветительская деятельность становится особенно важной в переломные периоды жизни общества. Мне кажется, сейчас мы живем именно в такое время. Но выполнять функцию посредника-«моста» в мире познания искусства в наши дни намного сложнее, чем, допустим, в советские времена, когда просветительство было важным сегментом культурной политики государства и поддерживалось им.
Тимуру Халиуллину удается стопроцентно выполнять эту важную роль не только благодаря знаниям, исполнительскому мастерству, бесконечно креативной натуре, но и потому, что он обладает безусловным и обезоруживающим сценическим обаянием. Стоит ему выйти на сцену и открыться залу своей потрясающей улыбкой, вы уже в его власти. Секрет этого обаяния — в любви к слушателю. Он ее излучает щедро, искренне, и поэтому всегда вызывает любовь ответную!
Елена ЛЁГКАЯ
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 11 (183), декабрь 2020 г.

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору