Любой исполнитель выстраивает своеоб-разный мост между музыкой и слушателем. Но особенно это удается тем, кто обладает даром просветительства. А он дан не каждому. Можно быть великолепным исполнителем и педагогом, но далеко не всегда быть подвижником, одержимым идеей нести благую весть о красоте и ценности музыки каждому человеку. Музыкант-просветитель от просто хорошего исполнителя отличается так же, как истинный педагог от очень хорошего «урокодателя». К сожалению, в условиях коммерциализации, в том числе и сферы классического искусства, многие, даже очень хорошие исполнители, превращаются в концертодателей — чем больше, тем лучше, с одними и теми же программами по городам и весям. Для музыканта-просветителя важно изо дня в день выстраивать в сознании слушателя мост от простого к сложному, расширяя горизонты видения и понимания музыки. Таким я ощущаю органиста и карильониста Белгородской филармонии Тимура Халиуллина.
Вокруг Тимура Халиуллина сложился уже огромный фан-клуб. Его страницы в социальных сетях — это не формальная дань времени или способ самолюбования. В период карантина, благодаря им, он не переставал общаться со своими почитателями. Его изу-мительные видеоролики из органного зала, из гастрольных поездок создают ощущение причастности к увлекательному путешествию nonstop по миру музыки и с музыкой.
Этот человек-мост связывает своей деятельностью не только любителей музыки Белгорода. Его программы — а он прекрасно ведет свои концерты! — с особой позитивной, вдохновляющей энергетикой ждут во всех городах страны, где есть орган, и за ее пределами.
Только за короткий период после окончания карантина Тимур Халиуллин соединил своим творчеством Россию и Чехию, выступив с концертами в Кафедральном соборе города Оломоуц с программой «Русские вдохновения», открыл свой десятый органный концертный сезон в Белгородской филармонии, сыграв одну за другой программы «Рок на органе», «Шедевры органной музыки», «Вагнер и Лист». Сразу после открытия сезона принял участие в презентации нового органа, приобретению которого Курской филармонией немало способствовал и своей исполнительской деятельностью, и консультациями. В октябре с солистом Белгородской филармонии Михаилом Пидручным он представил в Самарской филармонии очень интересную программу «Орган и музыка народов мира». «Мы везем инструменты этнического характера — дудук, зурна, волынка, флейта Пана, сопелка, все виды флейт (альтовая, басовая), которые есть у нас в арсенале, —
рассказывает музыкант. — Я хочу показать, как здорово сочетаются этническая музыка и орган. В том числе я там буду играть и свое сочинение — «Вариации на татарскую тему». (Это произведение Тимура Халиуллина получило специальный приз на конкурсе органных композиций Vox organi, проходившем в сентябре 2018 года в Казанской государственной консерватории им. Назиба Жиганова).
А еще, совсем недавно, как исполнитель на карильоне, Тимур Халиуллин принял участие в передаче «Удивительные люди» на канале «Россия-1». И это не удивительно! Его карильонные концерты стали неотъемлемой частью культурной жизни не только Белгорода, но и близлежащих городов области.
Тимур Халиуллин является «мостом» между Белгородом и Санкт-Петербургом, где находится его alma mater — Петербургская консерватория. Он активно сотрудничает с Академической капеллой Санкт-Петербурга и именно по ее инициативе для абонемента «Танцующий орган» подготовил программу «Рок на органе», которая стала еще одним прекрасным авторским просветительским проектом музыканта. Премьера для петербуржцев прозвучала в феврале, а в начале октября именно этой программой открылся новый органный концертный сезон в Белгородской филармонии.
У Тимура Халиуллина фантастическое чувство времени в широком смысле этого понятия. Оно проявляется не только в умении придумать и очень профессионально реализовать яркие, оригинальные, созвучные времени идеи. У музыканта, рожденного быть просветителем, внутри словно установлен своеобразный таймер. Длительность программ, комментарии между произведениями —
идеально выверены. А ведь в этом — уважение к публике, понимание ее оптимальных возможностей восприятия, умение в точно запрограммированное время вложить и увлекательно донести до слушателя словом и игрой максимальный объем художественной, познавательной информации.
Программа «Рок на органе» стала настоящим музыкальным мостом между эпохами развития органной музыки, от барокко и романтизма (Токката и фуга ре минор
И. С. Баха, Токката си минор Э. Жигу и др.) до наших дней. Неподдельный интерес и восторг слушателей вызвали переложение для органа «Палладио» из произведения для струнного оркестра, написанного в жанре concerto grosso, современного британского композитора К. Дженкинса, и оригинальное сочинение для органа композитора из Иркутска Д. Григоруце «Пленение Иисуса» из цикла «Пассионы для органа». Кстати, еще одно ценнейшее направление в просветительской деятельности Тимура Халиуллина —
открытие слушателям творчества интересных музыкантов, работающих в разных регионах страны.
Музыкант показал, как убедительно могут зазвучать в органном переложении произведения, написанные для других инструментов. Так произошло с виртуозно и артистично исполненной Тимуром Халиуллиным «Бабой-Ягой» Мусоргского из фортепианного цикла «Картинки с выставки». Сказочный зловещий образ, созданный русским композитором XIX века, в органной аранжировке дополнился современным звучанием и смыслом. Неожиданно обнаружилась родственность стилистике рок-музыки, улавливаю-щей в атмосфере ХХ века ту агрессию, ту разрушительную силу, которыми он, увы, наполнен.
Не потеряв особую рок-энергетику, а порой и приподнимаясь до новой художественной выразительности, прозвучали в переложении для органа знаменитые рок-хиты
Э. Л. Уэббера, Ф. Меркьюри, Smoke On The Water из репертуара Deep Purple, ставшие уже классикой ХХ века. А композиция
A Whiter Shade Of Pale Гэри Брукера и Мэтью Фишера из группы Procol Harum, основанная на темах И. С. Баха — в частности и на его обработках лютеранского песнопения Wachet auf, ruft uns die Stimme («Очнитесь, голос зовет»), — стала воплощением музыкального диалога эпох.
Не могу не отметить очень уместное использование в переложениях и аранжировках современных произведений ударной установки (Олег Иванов). Это сохраняло особую энергию пульсации рока. Вместе с тем звучание ударных было очень деликатным в пространстве органного зала. Хотя мне показалось, что музыканты перестраховались, иногда можно было позволить ударным звучать более определенно и рельефно.
Именно органное переложение знаменитой Yesterday Дж. Леннона и П. Маккартни, существующей в тысячах интерпретаций и на разных инструментах, выявило чистейшую божественную красоту этой мелодии, и стало еще более очевидно, что эта музыкальная тема безусловно занимает заслуженное место в ряду мелодических шедевров мировой музыки ХХ века. Бережно и светоносно выдыхаемая органом, она обнаружила духовное родство выдающегося произведения Леннона — Маккартни со вневременной мудростью и космизмом хоралов Баха, со всем великим миром Музыки, который несет благородство и человечность.
Доказательством того, что «мост» был спроектирован и построен правильно, стали бурные аплодисменты и крики «Браво!» не только после известных рок-хитов, но и после произведений Э. Жигу, М. Мусоргского, иркутского композитора Д. Григоруце. Это только подтверждает, что тематика программы — не заигрывание с публикой, а еще один просветительский повод для музыканта помочь людям, пришедшим на концерт, возможно, из-за слова «рок» в названии, расширить для себя пространство мира музыки и захотеть открывать его дальше.
17 октября в Кафедральном соборе Калининграда на церемонии награждения в рамках I Всероссийской премии «Органист года», учрежденной Фондом развития творческих инициатив, Российским музыкальным союзом и критико-публицистическим журналом «Музыкальная жизнь», Тимур Халиуллин был удостоен звания лауреата «За самую оригинальную и концептуальную программу» — «Виртуозная педаль». «Эта программа любопытна тем, — рассказывает музыкант, —
что в ней — вся история развития органной педали от зарождения до наших дней. Бах был первый, кто написал произведение для педали. Но я думаю, что он даже не ожидал, что эта, возможно, музыкальная шутка, или упражнение для органной педали, станет таким популярным в репертуаре органистов произведением. Бах его даже не закончил, в нем нет тактовых черт в конце, обозначающих, что это конец. И от этого, наверное, органисты еще больше любят это сочинение, ведь у каждого есть возможность придумать свою каденцию, стать соавтором Баха! Этот баховский экзерсис стал точкой отсчета для появления целого ряда аналогичных сочинений в северонемецкой школе, в эпоху романтизма. В ХХ веке педаль становится настолько самостоятельной, что на ней начинают играть виртуозные произведения без участия рук, даже делать переложения таких сложнейших сочинений, как «Полет шмеля» Римского-Корсакова».
А заканчивается программа еще одним сочинением Тимура Халиуллина: Токката для педали соло. Именно эту пьесу органист и представил в Калининграде на церемонии награждения.
Просветительская деятельность становится особенно важной в переломные периоды жизни общества. Мне кажется, сейчас мы живем именно в такое время. Но выполнять функцию посредника-«моста» в мире познания искусства в наши дни намного сложнее, чем, допустим, в советские времена, когда просветительство было важным сегментом культурной политики государства и поддерживалось им.
Тимуру Халиуллину удается стопроцентно выполнять эту важную роль не только благодаря знаниям, исполнительскому мастерству, бесконечно креативной натуре, но и потому, что он обладает безусловным и обезоруживающим сценическим обаянием. Стоит ему выйти на сцену и открыться залу своей потрясающей улыбкой, вы уже в его власти. Секрет этого обаяния — в любви к слушателю. Он ее излучает щедро, искренне, и поэтому всегда вызывает любовь ответную!
Елена ЛЁГКАЯСанкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 11 (183), декабрь 2020 г.