Семь нот любви: топ романтичной классики от музыкантов Симфонического оркестра

Добавлено 14 февраля 2017 muzkarta

Любовь — это музыка. Влюбляешься — и весь мир играет для тебя самую прекрасную симфонию. В День cвятого Валентина музыканты Симфонического оркестра Москвы «Русская филармония» рассказали сетевому изданию m24.ru о классике, ассоциирующейся у них с любовью и полетом души.

Дмитрий Юровский, главный дирижер оркестра «Русская филармония»

Финал оперы «Кавалер Роз», Рихард Штраус

У настоящей любви тысячи разных оттенков. Ей присущи легкая опьяняющая влюбленность, элементы оправданной и неоправданной ревности, немного грусти в связи с возможной болью, всепоглощающая страсть, ощущение бессмертия, родства душ и эгоистическое желание быть и владеть центром Вселенной.

Эти и многие другие краски встречаются в таком огромном количестве музыкальных произведений, что трудно, учитывая разнообразие выбора, остановиться на чем-то одном. Тем более, что эмоции тоже имеют особенность развиваться и меняться с годами.

Я бы выделил произведение, в котором, на мой взгляд, Любовь представлена с заглавной буквы. Это финальная сцена из оперы Рихарда Штрауса «Кавалер Роз». Количество эмоциональных состояний, переживаний и всеобъемлющей красоты этого музыкального материала просто поражают. Три женских голоса, существующих параллельно и одновременно в одном, двух, трех и многих других измерениях, заставляют трепетать даже самое равнодушное сердце.

Видео: YouTube/Opera Buff

Удивительно, что слушая эту оперу множество раз и часто исполняя ее, я так и не могу по-настоящему ухватить момент, когда один голос переливается в другой, другой в третий, а третий в первый. Таким образом, создается гармония, которая даже в моменты грусти не перестает радовать ощущением утешения и надежды.

Александр Забабуркин, виолончель, концертмейстер

Libertango, Астор Пьяццолла

Говоря о любви и страсти, нельзя не вспомнить аргентинца Астора Пьяццоллу — композитора, который всю жизнь писал только танго и сумел вывести этот жанр на мировой уровень. Танго давно стало самым известным экспортным продуктом Аргентины, а танец ассоциируется с безумной страстью, колоссальным накалом чувств и эмоций. Он иллюстрирует как притяжение двух полов, так и сложность, запутанность отношений между мужчиной и женщиной.

Видео: YouTube/Moscow City Symphony — Russian Philharmonic

Пьяццолла в своем творчестве показал все грани любви, став иконой для почитателей жанра и приобщив множество людей к классической музыке. Его Libertango является одним из самых исполняемых произведений в мире. Здесь сплелись нежность, деликатность, мягкость и пламя страстей, огонь, пожар чувств. Libertango — это диалог между мужчиной и женщиной, когда сердце то замирает, то стучит еще сильнее.

Ирина Догуева, кларнет

Дуэт Мими и Рудольфа из оперы «Богема», Джакомо Пуччини

С чувством любви, влюбленностью у меня прежде всего ассоциируется оперная музыка. Наверное, не ошибусь, если приведу в пример в качестве наиболее близкой романтичной оперы «Богему» Джакомо Пуччини, а именно любовный дуэт Мими и Рудольфа O soаve fanciulla.

В опере повествуется о жизни талантливых писателей, музыкантов, художников, проживающих в богемном Латинском квартале Парижа. Мими — швея, хрупкая, кроткая, безнадежно больная девушка. Рудольф — бедный поэт, пылкий и романтичный. Они любят жизнь, мечтают, питают надежды на лучшие времена, но жизнь сурова к их ожиданиям.

Видео: YouTube/PhilipCaruso01

O soave fanciulla — это дуэт, в котором воспевается зарождение любви между Мими и Рудольфом. Композитор блестяще показал чистоту, прозрачность, хрупкость чувств. Это музыка счастья и радости, она невероятно красива и красочна! И настолько выразительна, что, не зная слов, через нее можно почувствовать нежность и трепетность отношений героев оперы.

Алексей Вергунов, флейта, концертмейстер

Музыка к балету «Дафнис и Хлоя», Морис Равель

Это поистине волшебство. Равель — импрессионист, и он писал предельно чувственную и выразительную музыку. Для меня она стала символом воплощения любви. Композитор словно создал картину: множество акварельных штрихов, пастельных оттенков, звукописи, переливов.

«Дафнис и Хлоя» — это ода чувствам, причем Равель сумел передать массу психологических нюансов: от безумной радости до страха и поэтичной печали. Каждая нота здесь — впечатление, эмоция, пережитая сердцем. Пасторальная идиллия, история пастуха и пастушки — настоящий шедевр. Особенно меня, как профессионального музыканта, в этом произведении трогает соло флейты.

Видео: YouTube/AbsolutelyPahud

Музыку к балету Равелю заказал антрепренер Сергей Дягилев, а премьера состоялась в 1912 году во время знаменитых «Русских сезонов» в Париже на сцене театра «Шатле». В 1974 году партию Дафниса исполнил Михаил Барышников, при этом он минимизировал деревенскую тему и выдвинул на первый план любовную линию главных героев.

Ярослав Красников, 1-я скрипка

«Дансон № 2», Артур Маркес

Давно известно, что любовь и музыка мгновенно проникают в самое сердце любого нормального человека и затем сосуществуют очень близко. То, что люди со времен палеолита изображали фигуры танцующих, подталкивает к мысли, что сначала были любовь и музыка, а уж потом слово и дело…

В этом убеждаешься и когда слушаешь «Дансон № 2» Артура Маркеса — кубинский медленный танец, вдохновенно написанный мексиканским композитором.

Видео: YouTube/Moscow City Symphony — Russian Philharmonic

Очарование южного вечера и чувственная женственность плавно скользящей под стук каблуков мелодии кларнета взрывается неудержимой латиноамериканской страстью в быстрой части. Если б я со своей подругой сидел в зале, в этот момент точно нашел бы в ее глазах ответы на все вопросы. Без слов и переписки в телефоне. Эти 10 минут музыки круче любого телесериала!

Анастасия Рябинина, скрипка

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», П. И. Чайковский

Выбор самой близкой музыки о любви оказался для меня непростым. Для каждого автора это всегда свое, отличное от других, яркое и сильное чувство. Но мое сердце отдано Петру Ильичу Чайковскому и его увертюре-фантазии «Ромео и Джульетта».

С первых аккордов мы переносимся в далекую шекспировскую Верону, где два любящих сердца противостоят холодному чопорному миру с его нерушимыми законами. Чайковский взял у английского драматурга главную идею и развил ее музыкально.

Видео: YouTube/Stoffgewitter

Лирическая тема, нежная, светлая и будто обволакивающая, сменяет трагическую историю вражды. Увертюра строится на этих контрастах, благодаря чему слушатель испытывает широчайший спектр эмоций.

Гаянэ Шиладжян, директор и продюсер оркестра «Русская филармония»

Адажио из балета «Спартак», Арам Хачатурян

Для меня это адажио Хачатуряна является гимном настоящей любви. В нем соединилось все: страсть, жертвенность, трогательность, чистота, счастье, радость встречи и боль разлуки. Музыка настолько глубокая, чувственная, затрагивающая сокровенные струны, что совершенно невозможно остаться к ней равнодушной.

Видео: YouTube/Moscow City Symphony — Russian Philharmonic

У Хачатуряна любовь Фригии и Спартака включает в себя и нежность, и робость, и дерзость, и стихию. Несмотря на то что композитора я бы не стала называть романтиком в классическом понимании, он создал монументальное произведение, куда включил тему всепоглощающей любви. Такая музыка не устаревает. Пройдет еще тысяча лет, а она по-прежнему будет отзываться в душах людей.

Ольга Косолапова

www.m24.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2025 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору