Сергей Гусев: «У нас нет одинаковых концертов, мы любим импровизировать…»

Добавлено 30 ноября 2015 muzkarta

Ансамбль народной музыки «Зарни Ёль» (Золотой ручей), Коми республиканская филармония

В пятницу в Сыктывкаре свой двадцатилетний юбилей отпраздновал ансамбль народной музыки «Зарни ёль» («Золотой ручей»).

За прошедшие годы имя этого коллектива стало известно не только во всех уголках Республики Коми, но и в России, и за рубежом. С творчеством музыкантов знакомы финны, венгры, норвежцы. И это не удивительно! Шестеро друзей, — а за столько лет в коллективе сложились прочные товарищеские отношения, — на концерте не просто отрабатывают программу, — они посредством музыки общаются со зрителем: импровизируют на ходу, шутят, зажигают зал. Со сцены всегда льется поток позитива и бодрости! В чем секрет сплоченности ансамбля и постоянного успеха у публики, — об этом мы поговорили с художественным руководителем «Зарни ёль» Сергеем Гусевым.

Музыкант приехал в Сыктывкар из города Алексин Тульской области. В девяностых Сергея Викторовича пригласили выступить на юбилее ансамбля «Сигудэк». На концерте талантливого баяниста заприметил тогдашний руководитель Коми филармонии Валентин Волохов и сразу предложил ему работу. Так, в 1996 году Гусев пришел в «Зарни ёль», а через год возглавил ансамбль.

— У нас все музыканты — это высочайшие профессионалы, яркие индивидуальности, — поделился Сергей Викторович. — Сергей Громков приехал в Коми из Красноярска. Он домрист-виртуоз, очень техничный. Любовь Тучнова не только прекрасно владеет домрой-альт, но и шьет нам всем костюмы. Единственная женщина в коллективе — мастерица на все руки. Сергей Фещенко — ударник. В его ведении до 10 инструментов: не только барабаны, но и другие шумовые инструменты, которые украшают каждое произведение. Особенно мне нравится его игра на ксилофоне. Балалаечник Василий Хорошилов — это наша молодость и задор. Своим энтузиазмом он нас вдохновляет на самые смелые импровизации. И, наконец, Олег Карманов — музыкант, задающий на бас-гитаре ритм всему выступлению. Он настолько профессионально владеет инструментом, что иногда пишутся специально сольные «куски» под него.

Руководитель «Зарни ёль» скромничает и почти ничего не рассказывает о себе. Между тем, все произведения, которые исполняют музыканты, были написаны им. Иные номера настолько дороги зрителям, что перед концертом на почту Сергею Викторовичу приходят просьбы от завсегдатаев сыграть ту или иную композицию.

— Больше всего сыктывкарцы любят наши инструментальные произведения «У самовара», «Барыню», песню «Зиль-зёль» в исполнении Лидии Логиновой, песню «Зарань» у Виктории Пыстиной, — вспоминает Гусев.

Ансамбль несколько лет подряд сотрудничает с известными солистками. Совсем недавно был воплощен в жизнь проект «С любовью к песне», в котором, кроме названных вокалисток, приняла также участие Вера Булышева.

— Песни я пишу на стихи и русских, и коми поэтов. Я не знаю коми языка, но мне нравится его мелодика. Исполнительницы помогают мне находить интересные тексты, переводят их, — признался композитор. — В таком совместном творчестве и рождаются потом «хиты».

Интересно, что писать музыку Сергей Викторович начал еще в школе: делал обработки песен, создавал вариации. В пятнадцать лет он уехал из дома в Тулу в музыкальное училище. Потом поступил в Петрозаводскую консерваторию.

— Со мной, новичком, там советовались при написании музыки даже старшекурсники, — улыбается Сергей Викторович.

Больше всего Гусев любит импровизировать. Может, поэтому на концертах «Зарни ёль» не покидает ощущение некоего джаза с налетом народности. Ведь под стать руководителю и коллектив подобрался — любящий и умеющий создавать музыку на ходу.

— У нас не бывает одинаковых номеров, — говорит руководитель ансамбля. — Конечно, есть отрепетированная программа. Но каждый раз прямо по ходу выступления находятся какие-то новые повороты, делаются неожиданные открытия, которые и остаются потом в памяти зрителя изюминками концерта.

Такой слаженности в работе, конечно, помогает дружба музыкантов между собой. Любой праздник, по словам Гусева, инструменталисты отмечают совместно, собираясь семьями. И разница в возрасте нисколько не мешает: самому младшему в «ручейке» 28 лет, старшему — уже пошел седьмой десяток.

— Конечно, проблема кадров заставляет думать о будущем, — поделился Сергей Викторович. — Каждому отпущена своя мера концертной деятельности. К сожалению, я в республике пока не вижу молодежь, способную прийти на смену в ансамбль. Вообще, в Коми мало людей-инструментальщиков, всерьез увлекающихся народной музыкой. Нам не хватает профессионального общения с коллегами.

К слову, выяснилось, что «Зарни ёль» имеет программы, рассчитанные на самого разного зрителя. Например, у ансамбля есть практика выступать в сыктывкарских школах. Для этих концертов музыканты подбирают произведения, которые, — сто процентов, — зацепят детей.

— После выступления в школе, подростки обычно говорят: «Мы и не знали, что народная музыка — это так круто!», — рассказал музыкант.

Кстати, мало кто представляет, что баян может по сути заменить целый оркестр. Сергей Викторович продемонстрировал, как инструмент то поет тоненькой флейтой, то мощно звучит органом.

— Есть такое профессиональное выражение у тех, кто выступает на сцене — «пробить зал». Так вот, баян — это «первая скрипка» в народном оркестре, которая пробивает зал. Если баянист сумел это сделать, то всё — слушатель наш, и мы его уводим за собой в мир музыки и народных образов, — раскрыл секрет Гусев.

По словам руководителя «Зарни ёль», музыканты всегда тонко чувствуют настроение зала. Чаще всего от зрителей идет радостное ожидание. Своим выступлением артисты стремятся усилить эту энергию и вернуть в зал, щедро насыщая ее энтузиазмом и жизнелюбием.

Анна Бобрецова

www.pro8212.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору