8 февраля, в День российской науки, мы встретились с Сергеем Ролдугиным, виолончелистом, дирижером, педагогом, художественным руководителем Санкт-Петербургского Дома музыки. Наука, культура, образование, воспитание — эти сферы тесно связаны и беседа на такие темы всегда актуальна.
— Уважаемый Сергей Павлович, вы были инициатором создания Дома музыки. Какие цели вы перед собой ставили и все ли удалось реализовать за эти 12 лет?
— Когда я был еще совсем юным музыкантом, я мечтал выступать на концертах. Музыканты мечтают не о славе, а о том, чтобы свое искусство донести до слушателей. Таких возможностей было мало, и они известны: нужно попасть в Москву или Петербург к хорошему профессору, прекрасно учиться, и если получится — выиграть конкурс, стать лауреатом и потом — призрачная надежда, что тебя заметит концертное агентство, даст возможность выступать, и только тогда мечта осуществится.
Будучи ректором консерватории, я понял, что среди нынешних студентов есть те, кто мечтает о том же, и подумал, почему бы не попробовать осуществить их мечту. Нечто подобное есть в системе подготовки спортсменов: надо создать самые благоприятные условия и потом добиваться результатов.
У нас же в музыке все разрозненно: один профессор говорит одно, другой — другое, и не всегда победители конкурсов являются теми артистами, на концерты которых придет публика. Я прекратил свою деятельность ректора консерватории, потому что понял, что в ней очень много административного, связанного с финансами, экономикой. Ректор консерватории — это чиновник, который должен обладать многосторонними знаниями. А я хочу одновременно играть на виолончели, выступать…
Я рижанин, и когда приехал сюда учиться, ходил по Петербургу и восхищался: архитектура, литература, история, музыка — ведь это все здесь! Это не декорации! Проходя мимо дворца, в котором сейчас располагается Дом музыки, я изумился, какая романтическая судьба у этого места, любовался живописными развалинами. И даже подумал: «Вот бы купить этот дворец!» Видимо, меня «наверху» услышали. Развалины мы получили, но ведь самое главное — это люди. Мне повезло. В консерватории я сменил несколько команд и наконец нашел свою: Олега Анисимова и Марию Ханько. С ними я свою идею и осуществил. Мы начали с того, что стали помогать молодым ребятам. Каким образом? Я совершенно честно и высокопрофессионально отбираю по всей России молодых музыкантов, которые мечтают заявить о себе. Мою идею поддержал президент В. В. Путин. Он также курировал реставрационные работы, ведь это довольно дорогой проект. В. И. Матвиенко, Д. А. Медведев приезжали сюда.
Здание зданием, но мы каждый год предъявляем наших талантливых ребят. Конечно, мы сталкиваемся с трудностями, особенно в регионах. Непросто убедить местное руководство, бизнес, что нужно помогать молодым талантам. Это искусство, которое может быть поначалу непонятным, но которое делает человека лучше. Это деятельность, которая очень нужна: мы осуществляем своего рода духовный надзор. У нас задействовано
37 стран, куда молодые музыканты ездят с концертами, начиная с США и заканчивая Конго. Вы можете себе представить: в 2017 году у нас было 551 мероприятие — концерты, мастер-классы…
Есть направление проекта «Посольство мастерства», когда мы выезжаем на места в регионы России для прослушиваний и мастер-классов, оказания профессиональной помощи и т. п. Мы регулярно проводим подготовку российских участников Конкурса имени П. И. Чайковского, разработали и запустили реализацию музыкального направления в образовательном центре «Сириус». Наша цель — воспитывать высокопрофессиональных музыкантов-солистов с самого раннего возраста. Несмотря на политическое давление, мы популяризируем наше искусство за рубежом и оно востребовано. Таков, например, цикл концертов в Австрии «Русские вторники». Таким образом мы занимаемся продвижением русской культуры во всем мире и помогаем реализовать мечты еще совсем неизвестных музыкантов. Мы не берем лауреатов, мы их делаем!
— Каким образом к вам попадают молодые музыканты, каковы критерии отбора?
— По звонку я детей не принимаю, потому что у меня огромная ответственность перед страной, меценатами, я отвечаю за качество. У нас предусмотрено несколько этапов. Самый первый — «Молодые исполнители России». На сайте опубликованы условия; если вы им соответствуете, можете подать заявку. Я лично прослушиваю всех. Затем мы приглашаем ребят на детальные прослушивания, даем возможность позаниматься с лучшими российскими и зарубежными педагогами. Все вместе мы решаем: стоит ли дальше вкладывать в музыканта усилия, средства, или нет. Самое главное, что эти молодые люди не только позанимались на мастер-классах, но они еще и выступили на концерте — с оркестром и сольными программами. И тогда уже публика дает знать, хочет ли она слушать музыканта еще. Если он оправдал наше доверие, мы снова приглашаем его на мастер-классы для дальнейшей подготовки к серьезным конкурсам.
— Почему так важно для молодых музыкантов участвовать в конкурсах?
— Если бы можно было отменить конкурсы, я бы это точно сделал. Потому что в этом элементе «спорта» очень много отвратительных составляющих: каждый член жюри делает на конкурсе свою карьеру, музыкант начинает думать о «голах», очках, «секундах», а не о том, как раскрыть замысел композитора и донести его до публики, и наконец — не каждый молодой музыкант обладает нужным психическим здоровьем. Одно дело — получить медаль за первое место, другое — покорить публику потрясающей аурой своего искусства. Почему Дом музыки ставит условием непременное участие в серьезных конкурсах? Да потому, что к нам приходит много заявок от людей, которые «просто» хотят позаниматься со знаменитым профессором. А потом они могут передумать. А ведь пригласить профессора, оторвать от концертного графика, заплатить достойные деньги за работу — согласитесь, довольно сложно. Участие в конкурсе — это своего рода гарант того, что человек намерен серьезно заниматься музыкой. И у нас хорошие результаты: все лауреаты Конкурса имени П. И. Чайковского прошли через наши программы. Даниил Трифонов впервые выступил в наших программах на сцене Дворца Белосельских-Белозерских; я как сейчас помню: он играл первый фортепианный концерт П. И. Чайковского, и тогда уже было понятно, насколько это своеобразное дарование. Когда он выступал на конкурсе, не могу сказать, что решительно все назвали его победителем, но Трифонов доказал, что он интересный музыкант, и в дальнейшем раскрыл свои способности, заслужив признание во всем мире. Виолончелист Александр Рамм… Он довольно средне сыграл на предыдущем конкурсе, зато на последнем был уже на голову выше всех и должен был стать первым, но один из членов жюри поставил его в финальном туре на последнее место. Сейчас своей карьерой Александр доказывает выдающееся мастерство. Таких примеров у нас много.
— Можно ли заранее предвидеть, как сложится музыкальная карьера?
— Можно сразу сказать, интересный это будет музыкант или нет. Гениальная виолончелистка Наталья Гутман получала вторые и третьи премии, но весь мир восхищался ее игрой. Я как своеобразный «коммерсант» смотрю, будет этот человек нравиться публике или нет, придут ли люди на его концерт. А что касается успешности… Есть одаренность слухом, есть одаренность фантазией, усидчивостью, работоспособностью. Это все вместе — талант. Совокупность этих черт и дает потом результат. Безусловно, должны наличествовать слух, художественная фантазия и трудоспособность. Необходима сила воли, потому что порой возникают определенные моменты, когда нужно преодолеть неожиданные трудности. И тогда, случается, некоторые начинают отступать, менять направление своей деятельности, инструмент. Это не приводит к желаемым результатам, потому что надо уметь побеждать себя. Настоящие победы бывают только над самим собой. А самого себя победить очень трудно, а в юном возрасте — еще труднее. Поэтому мы смотрим молодёжь с 16 лет: уже видно, что человек выбрал путь музыканта. Отдельная история — это родители одаренных детей, мы их допускаем только на концерты.
— Помогаете ли вы молодым музыкантам в приобретении или получении в аренду коллекционных инструментов?
— Мы даем инструменты бесплатно, дарим различным учреждениям например, колледжу Калининграда. Сейчас мы подарили маримбу Капелле. Есть уникальные дорогие инструменты, которые я приобретал, на них играют наши выдающиеся музыканты. Выиграть на конкурсе можно только с отличным инструментом.
— Расскажите о ваших педагогах.
— Лучшие российские и зарубежные профессоры приезжают к нам, потому что мы представляем ту здоровую часть человечества, которая призвана идти правильным путем. Есть открытые и закрытые мастер-классы. Педагоги по-разному делятся своими секретами, у каждого своя методика, но они преподают на регулярной основе: задают направление работы, а затем, приблизительно через полгода, возвращаются и проверяют. По моему мнению, люди должны свои знания использовать практически. Многие студенты, к примеру, сдают консерваторский курс гармонии и забывают о ней. Когда я был ректором, я хотел ввести обязательно на исполнительском факультете элементы композиции. Когда человек понимает, как рождается музыка, он лучше читает своих гениальных предшественников. Выученный правильно, безукоризненно сыгранный текст может никого не тронуть. А почему? Слова: «Я тебя люблю» всегда одни и те же, но каждый раз за ними уникальная ситуация. Проникнуть в эту уникальную ситуацию — вот в чем сверхзадача исполнителя.
— Один из последних проектов «Летняя академия», не так ли?
— «Летняя академия» находится в Крыму. Идея родилась потому, что осенью проводятся очень ответственные конкурсы. В рамках этого проекта ребята два месяца занимаются с педагогами и готовятся к конкурсам. Правда, в прошлом году нас «умолили» местные руководители провести еще 6 концертов для крымчан и отдыхающих
— Где можно услышать ваших воспитанников?
— На регулярных концертах здесь, в Доме музыки, в Английском зале. В рамках проекта «Музыка звезд» — в Капелле Санкт-Петербурга, и в Москве в рамках сотрудничества с Московской филармонией. Есть концертный проект «Река талантов»: все желающие консерватории и училища присылают нам своих талантливых инструменталистов, а мы приглашаем педагогов; 4 дня продолжаются занятия, а затем артистам предоставляется возможность выступить в одном из городов на Волге, где есть филармонические оркестры. А самые первые концерты — это «Молодые исполнители России» на сцене Дворца Белосельских-Белозерских в сопровождении Санкт-Петербургского государственного симфонического оркестра под управлением Александра Титова. Кстати, оркестр очень вырос, мы ему тоже помогали — морально и материально. Теперь у них будет и хороший рояль. Хочется, чтобы были созданы оптимальные условия для музыкантов во всей России. По линии Россотрудничества у нас идут концерты за рубежом в российских культурных центрах — от Америки до Африки. Выступают солисты, которых еще никто в мире не знает, и нам за них не стыдно.
— Влияет ли пребывание в этом красивом дворце на тех, кто здесь работает и учится?
— Сцена — это лучший образовательный сегмент: без выступления на сцене артист не станет артистом. В сарае трудно говорить о прекрасном. Когда сюда, во Дворец великого князя Алексея Александровича, приезжают ребята, они смотрят, восхищаются… Воспитание прекрасного должно осуществляться в соответствующей среде. Мы устраиваем такое событие для ребят, и они уезжают совсем другими.
Беседовала Ксения ТОКМАКОВА
Источник:
www.nstar-spb.ru