Сергей Стадлер: С музыки Чайковского можно начать приобщаться к классике

Добавлено 22 ноября 2014 muzkarta

Капелла Санкт-Петербурга, «Петербург-концерт»

22 ноября в Академической капелле пройдет уникальный марафон. Впервые в Петербурге в рамках одного концерта исполнят шесть симфоний Петра Ильича Чайковского. Музыкальные шедевры прозвучат в исполнении Симфонического оркестра Петербурга под управлением Народного артиста России, художественного руководителя «Петербург-концерта» Сергея Стадлера.

Город+ побеседовал с дирижером о том, как идет подготовка к музыкальному марафону, в чем заключается секрет гениальности симфоний композитора и какой реакции музыкант ждет от зрителей.

Фото: И.Выдревич/Город+
Какое место в вашем творческом пути занимает Петр Ильич Чайковский?

Я думаю, что Чайковский занимает огромное место в мире любого музыканта. Так получилось, что этот композитор стал в какой-то степени символом русской музыки. Во всяком случае симфонии, которые буду звучать, — символ симфонической русской культуры. Стоит отметить, что он работал в разных жанрах, и, например, скрипичный концерт Чайковского — это самый главный русский скрипичный концерт. Точно можно сказать, что Чайковский — самый популярный русский композитор в мире, поэтому без него никак не обходится, да и не надо без него обходиться.

Мы очень рады, что несмотря на то, что до юбилейного 2015 года еще далеко, мы играем его симфонии уже сейчас. Это особый проект, необычная программа, большой марафон, за который мы сыграем все симфонии в один вечер. Думаю, этого еще никто не делал.

Симфонический марафон будет проводиться впервые. Сложно быть первопроходцами?

Я не могу точно сказать, была ли в таком проекте острая необходимость. Быть первопроходцами несложно только потому, что есть желание и интерес.

Вы уже говорили, что играть подряд шесть симфоний — сложная задача, с которой может справиться лишь профессиональный оркестр.

Речь о профессионализме здесь не идет: все оркестры профессиональные. В таком марафоне трудно даже очень опытному и серьёзному оркестру с большими традициями; особенно сложен проект для оркестра, который много раз играл все эти симфонии по отдельности. Мы же молодой оркестр, которому нет еще и года, но нам это интересно.

Фото: И.Выдревич/Город+
Как давно началась подготовка к марафону?

Точно не месяц и не два назад: так много времени у нас нет, да и возможности нет, все зависит от репертуара. У каждой симфонии Чайковского разная судьба: пятая, шестая — невероятно популярны, четвертую играют, иногда играют первую, и почти совсем не играют вторую и третью. Поэтому в профессиональных оркестрах часто есть музыканты, которые именно вторую и третью симфонии никогда не играли — так сложилось — и в этом есть элемент линии жизни. Мы будем играть от первой к последней — самой трагичной и самой, может быть, совершенной, поэтому будет интересно слушать. Кроме того, после каждой симфонии будет антракт, поскольку каждое произведение — это отдельное сочинение, яркое и с крупным финалом. Здесь, конечно, нужен эмоциональный перерыв.

Если не анализировать каждую симфонию отдельно, какой образ должен получиться у всего марафона, и какая динамика будет у него?

Как я уже сказал, симфонии будут идти от ранней к поздней. Из этого следует, что мощность всего марафона будет повышаться и, если можно так выразиться, гениальность музыки тоже.

Фото: И.Выдревич/Город+
В творчестве композитора симфонии занимают отдельное место, можно ли с помощью них проследить часть творческого пути Чайковского?

Я бы не сказал, что они занимают какое-то особое место. Чайковский работал в разных жанрах: он сделал замечательный фортепианный концерт, скрипичный, который, как я уже говорил, является самым главным русским скрипичным концертом. Он — один из самых крупных оперных композиторов, поэтому у него те же самые мощности проявлены и в симфонической музыке.

А у вас есть любимая симфония Чайковского?

Вы знаете, когда работаешь с каким-то произведением, они все очень нравятся. Поэтому мы с профессиональной точки зрения оцениваем их, конечно, по-разному, но играем все с одинаковой любовью.

Фото: И.Выдревич/Город+
Управлять симфоническим оркестром — титанический труд. Каждая партия в симфонии — отдельная музыкальная линия. У кого же все-таки в музыкальном коллективе самые сложные партии?

Оркестр — это такое сообщество, в котором все роли поделены, но существуют так называемые солисты: первый гобой, кларнет, флейта, валторна, труба и так далее. Именно это является моральной и музыкально-профессиональной основой оркестра. Думаю, единственными, кого придется менять, будут духовики, поскольку выдержать шесть симфоний для них будет сложно.

Что ждете от зрителей марафона? Каких эмоций, впечатлений, реакции?

Вы знаете, форма концерта стала достаточно стереотипной. У нас ведь нет сегодня ощущения провала, как было, например, 200 лет назад, когда публика могла освистать оперу. Сегодня провалы — это если совсем никто не придет на концерт. А реакцию публики увидим, ведь этот концерт очень необычный, он может привлечет и тех людей, которые никогда на классических концертах не были. У Чайковского как раз та музыка, с которой можно начать приобщаться к классике.

Фото: И.Выдревич/Город+
Программа «Осеннего музыкального марафона»:

16:00 — Симфония № 1 соль минор «Зимние грезы», соч. 13
17:00 — Симфония № 2 до минор, соч. 17
18:00 — Симфония № 3 ре мажор, соч. 29
19:30 — Симфония № 4 фа минор, соч. 36
20:45 — Симфония № 5 ми минор, соч. 64
22:00 — Симфония № 6 си минор, «Патетическая», соч. 74

Беседовала Анастасия Голубничая

www.gorod-plus.tv

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору