18 марта в Органном зале Белгородской государственной филармонии в рамках проекта «Органисты европейских соборов» выступил молодой немецкий органист Штефан Кисслинг.
Чтобы понять, как важен приезд Кисслинга в Белгород, нужно обратиться к биографии органиста. Музыкальное образование по классу органа и клавесина Штефан получил в Лейпциге, известном своим университетом и его именитыми выпускниками. А ещё — церковью Святого Фомы. Именно в ней в последние годы своей жизни работал и творил, а после смерти там же был похоронен виртуозный органист, композитор, педагог Иоганн Себастьян Бах. Сегодня в этой церкви вторым органистом работает Штефан Кисслинг.
Музыкант активно участвует в концертах не только как солист, но и в дуэтах и ансамблях с другими инструментами. Он выступает в Польше, Австрии, Швеции, Бельгии, Нидерландах, Испании, Италии, Финляндии, Литве, России и США. Репертуар Кисслинга условно можно разделить на две равновеликие части: музыка барокко (Бах и его предшественники Любек, Букстехуде) и сочинения композиторов начала XX века.
21 марта мир будет праздновать день рождения Баха, поэтому программу своего вечера в Белгородской филармонии Штефан почти целиком посвятил творчеству маэстро — Токката ми мажор, Соната трио соль мажор, Пассакалия до минор, Чакота ре минор (переложение для органа А. Ландаманна). Программа небольшая, всего 5 сочинений. Но эти произведения очень объёмные и показательные, относящиеся к разным периодам жизни композитора.
Свой единственный концерт в Белгороде Кисслинг открыл ранним сочинением Баха, написанным, когда музыканту было 23 года, — Токкатой ми мажор. Второе произведение — Соната трио Соль мажор — образец светской музыки, написанной Иоганном Себастьяном. Популярная в эпоху барокко, эта форма предполагала исполнение подобных сочинений двумя скрипками и виолончелью или клавишным инструментом. Музыкальные же возможности органа позволяют заменить три инструмента одним, что в полной мере продемонстрировал белгородской публике молодой немецкий органист.
Пассакалья до минор — сочинение, имеющее религиозную основу. Это музыкальное прочтение 26–28 глав Евангелия от Матфея: предательство, крестный путь, распятие и воскрешение Иисуса Христа. Пассакалию до минор часто называют образцом совершенства баховской музыки.
Ещё одно произведение, прозвучавшее в рамках концертной программы Штефана Кисслинга в Белгороде, — Чакона ре минор, изначально написанное для скрипки, прозвучало в транскрипции органа, выполненной австро-немецким композитором XX века А. Ландманном. Баховская программа вечера закончилась пронзительной хоральной прелюдией «Помилуй меня, Господи».
В завершение вечера Штефан Кисслинг исполнил Сонатину — сочинение ещё одного своего земляка, немецкого композитора Зигфрида Карг-Элерта.
Карг-Элерт помимо органа интересовался фисгармонией — музыкальным инструментом, который называют домашним портативным органом — и писал для него много музыки. Сонатина как раз такое произведение. И хотя обычно органную музыку исполняли на фисгармонии, белгородцы услышали музыку, написанную для фисгармонии, в исполнении органа. Композиция стала достойным завершением немецкой органной программы в Белгородской филармонии.
Евгения БуракФото Антона Черева
Специально для А-фишки