Штраус под Рождество

Добавлено 26 января 2017 muzkarta

Волгоградская филармония

На концерте Волжского русского народного оркестра стреляли из пистолета и стучали молотком

Волгоградцы, в изобилии пришедшие 5 января в ЦКЗ на концерт Волжского русского народного оркестра, возможно, присутствовали при рождении красивой культурной традиции.

— Всем известна европейская традиция: 1 января играет Венский филармонический оркестр. Почему бы накануне православного Рождества не проводить концерт русского народного оркестра, — объясняет художественный руководитель коллектива, заслуженная артистка России Галина Иванкова. — Конечно же, в новогодние праздники не обойтись без Штрауса. Но в нашей программе «Штраус+" звучит музыка не только «короля вальсов», но и современных композиторов. Слушателей ждут приятные сюрпризы.

Приятных сюрпризов и правда было много. Концерт получился свежим, как морозный январский денек, ярким, как бенгальские огни, и радостным, как сам дух Рождества. Волгоградские меломаны еще раз убедились, сколь гармонично звучит музыка Штрауса в исполнении народных инструментов. А кто-то из слушателей, возможно, в тот вечер сделал для себя невероятное музыкальное открытие.

По-особенному празднично звучала полька в исполнении унисона балалаек. Ударник оркестра Станислав Венгеров представил «Польку с наковальней», превратив ее в шуточный мини-спектакль. Оказывается, в руках талантливого музыканта даже молоточки и наковальня превращаются в музыкальный инструмент с большими возможностями. Невероятно живой отклик у слушателей нашла полька «На охоте», во время исполнения которой Галине Иванковой пришлось… пострелять.

В новом году Волжский оркестр остался верен своей традиции открывать новые имена. Впервые с коллективом выступили молодые солисты театра «Царицынская опера», недавно приехавшие из Новосибирска, Ольга Сосновская и Олег Федоненко. В их исполнении прозвучали знаменитые арии из оперетт «Сильва», «Принцесса цирка», «Джудитта», «Графиня Марица».

Самым возвышенным и трогательным моментом концерта стало выступление детского образ- цового хора «Глория» школы искусств «Этос». Юные голоса исполнили рождественскую кантату «Матушка Мария» современного композитора Владимира Беляева.

Но главной интригой концерта стало выступление солистки Национального академического

оркестра народных инструментов имени Осипова, лауреата всероссийских и международных конкурсов Любови Муравьевой. В сопровождении оркестра столичная гостья исполнила первую часть скрипичного концерта Вивальди… на звончатых гуслях. Также в этот вечер звончатые гусли «пропели» романс «В лунном сиянье», «Испанскую фантазию», «Ирландские мотивы». Любовь Муравьева и солист волжского оркестра Сергей Шпотин (гобой) впервые в Волгограде исполнили произведение Владимира Беляева «Павана».

Некогда звончатые гусли в руках Садко, как известно, заставили плясать самого морского царя. На современного слушателя они производят совершенно чарующее впечатление. Их звуки дарят ощущение света и ожидания чуда. А что еще нужно в канун Рождества?!

Ирина БЕРНОВСКАЯ

ИНТЕРВЬЮ

Любовь МУРАВЬЕВА:
«На гуслях играю и Вивальди, и Джеймса Ласта»

Корреспонденту «Граней культуры» удалось побеседовать с московской гостьей.

page3image3424

— Любовь, насколько я знаю, это не первое ваше выступление с Волжским русским народным оркестром?

— Конечно, я в Волгограде, наверное, уже в восьмой раз. Из них раз шесть играла непосредственно с Волжским русским народным оркестром. Нас познакомил еще Николай Николаевич Калинин 20 лет назад, когда я только пришла работать в оркестр имени Осипова. С тех пор и сотрудничаем. Ваш коллектив яркий, настоящий концертный оркестр. Галина Иванкова очень хорошо чувствует музыку, чувствует исполнителя. Один раз ты играешь так, в другой — иначе, она все равно тебя «поймает».

— Решение исполнять Вивальди было совместным?

— Да. Просто выбрали из моего репертуара наиболее подходящее к тематике концерта. Я ведь выступаю не только с народными оркестрами, но и с симфоническими: «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета, «Московская камерата» и другими. На гуслях можно играть что угодно, хоть «Одинокого пастуха» Ласта.

— Можно наивный вопрос: для чего играть на гуслях, скажем так, не народную музыку?

— Чтобы показать возможности инструмента, а они у него большие. Я ведь еще преподаю в Гнесинском институте. Так вот, мы там играем и народную музыку, и классику, произведения современных композиторов. Нельзя останавливаться на достигнутом. Мы открыты для новых проектов. Как знать, может, когда-нибудь и с духовым оркестром сыграю.

— Читала, что вы были первой исполнительницей многих произведений, специально написанных для гуслей…

— Да. Это работа с авторами. Есть современные композиторы, пишущие для гуслей: Владимир Беляев, Виктор Маляров, Нина Грязнова и другие. Общаюсь с ними, показываю возмож- ности инструмента. Радуюсь, когда композиторов увлекают гусли.

— А когда в вашей жизни появились гусли?

— В 12 лет я стала учиться игре на звончатых гуслях. А вообще, музыкой занималась с 6 лет, играла на фортепиано, на клавишных гуслях. А потом случайно, увидев объявление в газете, пришла к педагогу Любови Яковлевне Жуковой. И, как говорится, судьба. Личность педагога сыграла большую роль. Я у Жуковой окончила потом и училище, и институт…

— Ваши звончатые гусли похожи на те, на которых играл Садко?

— (Улыбнувшись.) Да. Именно гусли звончатые ближе всего к тем народным, которые упоминаются в былинах и летописях. Но народные гусли были диатоническим инструментом. А современные звончатые гусли имеют «перестройку», есть диезы, бемоли. Что, конечно, расширяет возможности инструмента. На моих гуслях 17 струн, они — для академического исполнения. А еще есть 25-струнные шлемовидные гусли. Они больше подходят для вокального исполнительства, скажем так, былины под них петь можно.

— Что, на ваш взгляд, отличает гусли от других инструментов?

— Звук. На любом другом струнном народном инструменте (да и на симфоническом тоже) звучащая струна, как правило, прижимается. А гусляры играют только на открытых струнах. И звук получатся особенный: открытый, ничем не ограниченный, красивый.

— Оркестр имени Осипова много гастролирует, как принимают за рубежом русскую музыку?

— Замечательно! Не говорю уже про Европу, Азию — это для нас привычная публика. Но вот недавно занесло нас в Африку, в ЮАР. Нас пугали: мол, белых здесь не любят, поодиночке не ходите. Ничего подобного: принимали великолепно! Хотя менталитет абсолютно другой. Русский слушатель любит погрустить. А они — люди вечного праздника. Но все равно хорошо слушали русские романсы.

culture34.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору