Симфонический оркестр краевой филармонии отмечает 60-летие

Добавлено 25 ноября 2015 muzkarta

Борис Березовский (фортепиано), Филармония Алтайского края

Симфоническому оркестру — 60. Эту дату коллектив краевой филармонии отмечает с размахом: 3 ноября музыканты играли Чайковского, а также аккомпанировали скрипачке из Великобритании, лауреату международных конкурсов Александре Ломейко. В середине декабря в Барнауле ждут солистов Мариинского театра.

На прошлой неделе тоже состоялось особенное выступление: в первом отделении был исполнен Тройной концерт Бетховена для фортепиано, скрипки и виолончели. Солисты — выдающийся виолончелист Марк Дробинский из Франции, известная скрипачка из Новосибирска профессор Марина Кузина и барнаульский пианист Евгений Третьяков. А после оркестр под управлением Владимира Рылова впервые в Барнауле сыграл масштабную Восьмую симфонию Александра Глазунова.

От Баха до «Металлики»

— 60-летие оркестра — повод показать его в разных репертуарных ракурсах, — говорит заместитель директора филармонии по творческой работе Ольга Турчина. — Ведь в Барнауле нет, скажем, эстрадно-симфонического оркестра, поэтому наш коллектив должен уметь играть, с одной стороны, Моцарта, Баха и Малера, а с другой — аккомпанировать цыганскому трио «Лойко», исландской инди-фолк-группе Arstidir и исполнять музыку голливудского кино. И, конечно, оркестр должен постоянно работать с выдающимися солистами, которые обычно остаются довольны этим сотрудничеством. Чему свидетельство — наша книга отзывов.

Нынешней осенью здесь отметили также 60-летие дирижера Вячеслава Прасолова, который 17 лет сотрудничает с нашим симфоническим оркестром и исполнил с ним более 50 разных программ. А 10 ноября состоялся камерный концерт, посвященный 40-летию творческой деятельности контрабасиста Валерия Абиха и 35-летию жизни на сцене виолончелистки Любови Морковниковой.

— Если вспомнить, кто играл с нашим оркестром за последние годы, это выглядит почти неправдоподобно: скрипачки Саяка Шоджи, Летиция Морено и Дора Шварцберг, пианисты Фредди Кемпф, Борис Березовский и многие другие, — перечисляет Ольга Турчина. — Это действительно мировые величины, но оркестр в такой форме, когда мы можем приглашать солистов самого высокого ранга, и я знаю, что музыканты справятся.

Ольга Феликсовна говорит, что многие солисты отмечают мобильность нашего коллектива, и это, вероятно, заслуга дирижера Владимира Рылова, который много лет был художественным руководителем и главным дирижером оркестра.

«В конце концов, далеко не каждый симфонический оркестр может сыграть с группой „Металлика“! — говорит Ольга Турчина. — А прошлой весной, спустя несколько недель после того, как наш оркестр всю Россию проехал с сюитой „Мастер“, написанной Эдуардом Артемьевым, музыканты выступали с легендарной рок-группой в огромных залах в Новосибирске, Екатеринбурге и Перми».

Напомнить о сокровищах

И все же главной остается классическая музыка. Дирижер Владимир Рылов, игравший 17 числа с тремя выдающимися солистами, рассказал «АП», что Тройной концерт Бетховена в Барнауле когда-то уже исполняли, но приезд Марка Дробинского — это всегда повод сыграть значимое произведение. Тем более что среди трех солистов наиболее сложная и виртуозная партия в этом концерте как раз у виолончели. Впрочем, не стоило недооценивать и скрипачку Марину Кузину из Новосибирска, знакомую барнаульским любителям музыки.

— А Восьмая симфония Глазунова — удивительное, невероятное явление искусства! Малер мечтал бы написать такую симфонию, найти такие обольстительные и искренние мелодии. При этом очень русские. В этой симфонии вы услышите и Прокофьева, и Хачатуряна, и Глиэра — это был грандиозный источник музыкальных идей! Так что для меня это еще и повод показать, как в музыке осуществляется импортозамещение, — шутит дирижер. — В этом году исполнилось 150 лет со дня рождения Глазунова, и я хочу напомнить публике, что у нас есть такое сокровище.

Владимир Рылов возглавлял оркестр 15 лет из тех шестидесяти, а сотрудничать с коллективом начал и вовсе в конце 1980-х:

— В первый раз я привез сюда Бурятский оперный театр, и комитет по культуре стал меня приглашать каждый год. Я рад, что когда были тяжелые 90-е и стоял вопрос, нужен ли вообще оркестр, было принято совместное с краевыми властями решение сохранить его… Сегодня я благодарен нашим ветеранам, которые уже не могут выступать, но обязательно приходят на концерты. А еще здесь появляется чудная молодежь, и в симфонии Глазунова вы услышите тех, кто только учится в музыкальном училище, но уже исполняет ответственные партии наряду с мастерами.

* * *

«Я не мог оторвать взгляда от зала»

На барнаульской сцене знаменитый виолончелист Марк Дробинский выступает не впервые, но каждый его приезд — событие.

Отдельный восторг публики обычно вызывает инструмент музыканта — виолончель итальянца Тесторе 1748 года. Дробинский называет ее своей самой большой удачей, но оговаривается, что гоняться за древностями нет смысла: сам по себе инструмент все равно не играет.

Виолончель досталась ему в плачевном состоянии — это уже легенда. Ее предыдущий хозяин, переехавший в Палестину после Хрустальной ночи, жил на обстреливаемой территории и вынужден был хранить инструмент в сыром бункере. Когда Дробинский показывал свое приобретение специалистам, они шутили, что виолончель будет хорошо гореть в камине. И все же музыкант со временем нашел во Франции мастера, который смог раскрыть звучание инструмента, и последние 25 лет Дробинский с ним не расстается.

Виолончелист, отмечающий в этом году 75-летие, по-прежнему активно гастролирует.

— Есть такая французская поговорка: путешествия поддерживают молодость, вот я и езжу, — улыбается он. — Между прочим, сюда я прилетел с Маврикия. Это было очень смешно, я сказал организатору, что дальше еду в Сибирь, и он перед каждым концертом объявлял публике: «Представляете, этот музыкант прямо отсюда едет в Сибирь». И весь зал: «О-о!»

— Перепады температуры не страшны вашей бесценной виолончели?

— Температуры — нет, а вот влажность — это очень тяжело. Я в тех местах, к сожалению, не могу себе позволить надолго оставаться.

— Получается, инструмент серьезно регламентирует вашу жизнь!

— Выходит, так. Я много лет ездил выступать в Санто-Доминго (столица Доминиканской Республики. — Ред.). Сейчас это модный туристский маршрут. И каждый раз меня уговаривали пожить там недельку, но я отвечал, что не могу — я бы похоронил там инструмент. А самый ужасный концерт у меня был на севере Бразилии в городе Белен-до-Пара. Зал роскошный, красивый, хорошо обдувается — близости к экватору совершенно не чувствуешь. А виолончель — чувствует: гриф идет вниз, струны поднимаются высоко и на нажатие уходит много сил. А я там дал целую сюиту Баха из шести частей, которая длится 23 минуты. Сыграл первую часть и чувствую, сил продолжать уже нет, а в зале полно ленинградцев! В то время в оркестр пригласили много музыкантов из Ленинграда. В общем, из-за влажности это был тяжелый концерт. Но я люблю путешествовать!

— И чаще выступаете именно в провинции, в том числе российской.

— Я это обожаю! Почему? Очень просто. Вот есть такой город Бийск — я как-то там играл и не мог оторвать взгляда от зала: столько молодежи! Для меня это очень важно. В столицах дорогие билеты и средний возраст публики, которая может это себе позволить, около 40 лет. Кстати, в Барнауле всегда очень хорошая публика.

Когда я вернусь, у меня будет два концерта в Париже перед огромной аудиторией. Один бразильский композитор написал сюиту, которую будут исполнять солисты, вокалисты, хоры и большой симфонический оркестр — такое сочинение на 300 участников, и там довольно много виолончельного соло. Но если подобные вещи будут исполняться в провинции, я буду еще более счастлив!

С большинством участников прошедшего концерта Дробинский выступал и раньше, и с нашим оркестром он тоже хорошо знаком. «Ваши музыканты делают успехи, струнные очень хорошо себя ведут. Единственное, инструменты у них пока слабенькие — речь о духовых. Ребята не должны их сами покупать, а ведь это половина успеха. Но это, наверное, вопрос времени, денег и заботы о коллективе», — замечает виолончелист.

www.ap22.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору