muzkarta.ru | музкарта.рф «Музыкальная карта»: академическая музыка Поддержать проект
Выберите регион, страну
Добавлено 04 сентября 2014 muzkarta
Какие задачи ставит перед собой новорожденный коллектив? Об этом в разговоре с советником губернатора области по культуре, скрипачом, дирижером и создателем нашего оркестра Михаилом Симоняном.
- 9 сентября – премьера Калужского молодежного симфонического оркестра. Идея с самого начала казалась необычной и смелой. И вот она воплотилась в жизнь. Насколько это трудный путь и что пришлось преодолеть?
- Действительно, мы очень долго работали над этой идеей. Калуга известна в стране как некое экономическое чудо, и была поставлена задача, чтобы регион узнали в мире искусства и культуры. Конечно, были уже большие достижения, но … симфонический оркестр – это грандиозно, он может стать и станет визитной карточкой в сфере культуры. Год ушел, чтобы найти точки соприкосновения и с министерством культуры области, и с исполнителями. И вот при поддержке губернатора наконец создали автономное учреждение «Калужский молодежный симфонический оркестр». И сделали это в содружестве с Московской государственной консерваторией. То есть самый успешно развивающийся регион и элитное учреждение в сфере музыкального образования.
- Означает ли это, что в оркестре будут московские артисты, или все же калужским найдется место?
- Вы знаете, это как создание футбольной команды. Привлекая студентов московской консерватории, мы даем возможность нашей молодежи подтянуться до определенного уровня. Но больше всего профессионалов, конечно, сконцентрировано в Москве и Петербурге, это не секрет.
- А почему? Люди уезжают с надеждой на счастливое будущее?
- Совершенно верно. И наш оркестр гарантирует, что выпускники колледжа им.Танеева и Калужского колледжа культуры, поступившие в высшие учебные заведения столицы, автоматом будут зачисляться в наш оркестр. И со временем мы придем к тому, что оркестр будет состоять только из калужских музыкантов. Но это процесс довольно долгий. И модернизировать систему образования в сфере культуры непросто. Создавая такой оркестр, мы, по сути, закрываем сразу несколько вопросов. Это и оркестр, и привлечение молодых и талантливых для преподавательской деятельности.
- На первом концерте заявлена увертюра 1812 года Петра Ильича Чайковского. Это не самое простое произведение.
- Да, увертюра, еще скрипичный концерт и 4-я симфония Чайковского. Это действительно три самых известных и сложных произведения, но я даю стопроцентную гарантию, что молодые музыканты справятся.
- Мне помнится, в увертюре в конце должны греметь пушки.
- Да, мы услышим этот великий грохот.
- Увертюру обычно играют в разных вариациях.
- Мы исполним короткий вариант. Дело ведь еще в том, что нам предстоит воспитать в публике симфоническую культуру. Поэтому репертуар нужно подбирать осторожно. Я хочу, чтобы классическая музыка была доступна для понимания даже теми людьми, которые никогда ее не слышали.
- На ваш взгляд, необходимо нести классическую культуру в массы?
- Это быстро не получится, но мы для этого и создали симфонический оркестр.
- Классическая музыка, на взгляд простого обывателя, сильно отличается от того, что хотите им предложить вы. Классика сложна для восприятия. И потому путь внедрения ее в массы долгий. Означает ли это, что созданный симфонический оркестр будет часто давать концерты?
- Да, конечно. И не только в городе, но и в регионе. Популяризировать классику в районах и выходить за пределы области нужно. В Калуге очень развито народное направление, есть замечательные коллективы, камерный оркестр, который тоже было непросто создать. Но симфоническое направление почти отсутствует. За последние годы в колледж имени Танеева было принято всего три-четыре виолончели. И в этих условиях надо было создать оркестр. В нем - 70 человек. Событие глобальное, потому что за последние 20 лет вообще классические коллективы не формировались. И вот в Год культуры в самом динамично развивающемся регионе создается симфонический оркестр. Конечно, это благодаря идее и энтузиазму губернатора. В каждом регионе, я считаю, должен быть симфонический оркестр. Здесь ключевые слова «наш» и «у нас». Я хочу, чтобы калужане поняли, что оркестр будет их гордостью. И этот оркестр будет исполнять хорошую классическую музыку.
- А как вы собираетесь выступать в регионе? В районах нет больших залов.
- Есть неплохие Дома культуры. И необязательно вывозить весь оркестр. Да, у нас не Япония, где в каждой глубинке по 33 концертных зала на полторы тысячи мест с прекрасной акустикой. Но будут, надеюсь, открываться и у нас новые залы. Наша задача - возродить классическую культуру в области.
- Нужно что-то строить?
- В будущем Калуге обязательно нужен большой культурно-образовательный центр, где будут и концертные залы, и образовательный компонент. Сцены нужны. И я верю, это будет. А самый главный шаг мы сделали – создали оркестр. Но у нас есть проблемы с образованием. Нет высшего музыкального образовательного учреждения. И музыкальное училище не на достаточно высоком уровне. Мало музыкантов от нас поступает в консерватории и музыкальные институты. Надо поднимать этот уровень в регионе. Я планирую в следующем году создать детский коллектив. Это будет хорошим стартом для юных. Развитие получат и колледж, и музыкальные школы. В колледж к тому же надо приглашать специалистов по классической музыке, сейчас их мало. Например, совершенно отсутствует альт, всего два флейтиста, два габоиста.
- Самый значительный фестиваль классической музыки в области - это Рихтеровский фестиваль в Тарусе. Насколько любители классики могут быть уверены, что теперь там можно будет услышать наших музыкантов?
- Мы будем плотнее общаться с фестивалем Рихтера. Для молодых исполнителей поучаствовать в нем – престижно. Но мы думаем сделать и фестиваль в Калуге, только это не первоначальная задача. В первую очередь ставим образовательные цели.
- Я знаю, что есть планы выводить калужский оркестр и на международный уровень. Как это будет происходить в условиях усложнившихся мировых отношений?
- Знаете, это называется «мягкая дипломатия». Музыка – неприкасаема. Я много езжу, и вы не представляете, как принимает музыкантов публика. Культура и искусство – это особое поле, здесь нет врагов. Меня когда-то пригласили выступать с президентским оркестром Анкары. А у меня армянские корни, и такое приглашение меня немного удивило, ведь у Турции и Армении немного натянутые политические отношения. И у меня возникло острое желание исполнить там музыку Арама Хачатуряна. И концерт состоялся. И был принят прекрасно.
- Каких зрителей ожидаете увидеть в зале 9 сентября?
- Это благотворительный концерт. Его будет вести Ольга Кабо. Билеты бесплатные, и каждый сможет это услышать. Кому не хватит мест в зале филармонии, смогут все увидеть в прямом эфире телевидения, а еще планируется трансляция на большом экране у драмтеатра. Я приглашаю публику, музыкальную в первую очередь, учеников музыкальных школ и училищ. И впервые за много лет моей концертной деятельности я очень волнуюсь. Это мой дебют как администратора. Но я собрал потрясающую команду музыкантов и надеюсь, что концерт будет прекрасен.
- А вашу скрипку мы услышим?
- Конечно. Я сыграю в скрипичном концерте Чайковского в качестве солиста.
Татьяна ПЕТРОВА.
Фото автора.
ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal