Скрипачей на конкурсе Чайковского прилетел послушать голубь

Добавлено 01 июля 2015 muzkarta

Павел Милюков (скрипка), Международный конкурс имени П. И. Чайковского, Гайк Казазян (скрипка)

Фото: Илья Овчинников

30 июня в зале имени Чайковского завершились прослушивания III тура по специальности «Скрипка». В третьем туре соревновались Павел Милюков (Россия), Александра Конунова (Молдова), Пом Сори Ким (Южная Корея), Юй-Чень Цзэнь (Тайвань), Клара-Джуми Кан (Германия), Гайк Казазян (Россия). За три вечера финала шесть раз прозвучал Скрипичный концерт Чайковского, трижды — концерт Сибелиуса, еще трое конкурсантов выбрали по концерту Шостаковича (N1), Брамса, Бетховена. С концерта Бетховена начала свое выступление Клара-Джуми Кан.


Концерт Бетховена считается одним из самых сложных для скрипачей. В последние годы и десятилетия, благодаря деятельности дирижеров Николауса Арнонкура, Филиппа Херревеге, Пааво Ярви, скрипачей Гидона Кремера, Патриции Копачинской и других, взгляды на его исполнение были существенно пересмотрены: появились записи с более быстрыми темпами, новыми представлениями о динамике и артикуляции. «Этот концерт стал уже как старый человек, — говорит Копачинская, — слишком толстым, слишком героическим, что имеет мало общего с духом музыки. Здесь простые и запоминающиеся мелодии, и темп должен быть быстрый, маршеобразный, хотя все играют его очень медленно. Но существуют темпы, указанные со слов Бетховена, и они куда быстрее привычных. А скрипка — как птица, летящая над оркестром».

Академический симфонический оркестр Московской филармонии под управлением Юрия Симонова, сопровождающий скрипачей в III туре, предпочел более традиционную, неторопливую интерпретацию. Клара-Джуми Кан полностью приняла темпы, предложенные ей оркестром, но, казалось, в более быстрых темпах она чувствовала бы себя свободнее. В этом легко убедиться, посмотрев на YouTube ее запись концерта, сделанную под управлением Мюнг-Вун Чунга, в особенности первую часть. Между тем, слова Копачинской о птице, летящей над оркестром, вспомнились не зря: ближе к финалу бетховенского концерта под потолком вдруг появился голубь, не желавший слушать музыку спокойно. Он то делал круг над оркестром, то пикировал прямо на сцену, то залетал за портрет Чайковского, заставляя задуматься о том, не слетела ли к нам в облике птицы душа великого композитора.

Вероятно, в последней части Скрипичного концерта Чайковского представления о темпах у дирижера и солистки полностью совпали. Юрий Симонов не раз говорил о том, что сегодня мало кто из скрипачей играет финал концерта в подобающе быстром темпе, а Клара-Джуми Кан как раз выдала самую настоящую плясовую. Казалось, в концерте Бетховена, исполнявшемся на конкурсе лишь однажды, у нее было больше возможностей показать себя, однако в концерте Чайковского солистка и оркестр достигли куда большего — пусть даже и не полного — взаимопонимания. Зал, наконец заполнившийся в этот вечер, с энтузиазмом приветствовал солистку, вспоминая ее успехи в I и II турах, заслуженно приведшие конкурсантку к финалу.

Сложная роль замыкающего выпала Гайку Казазяну: и концерт Сибелиуса, и концерт Чайковского за эти дни не раз слышали публика и жюри, сравнений с предшественниками солисту было не избежать. С другой стороны, оба концерта оркестр обыграл до состояния, близкого к идеальному, и вопрос был лишь в том, удастся ли Казазяну вдохнуть огонь в хорошо известное сочинение, звучавшее за эти дни в третий раз. Удалось: несмотря на некоторые несовершенства исполнения, естественные при конкурсном волнении, концерт держал в напряжении, слушать его было интересно и увлекательно.

Удивить зал концертом Чайковского оказалось сложнее, хотя репликами «браво» и «брависсимо» солиста наградили уже после первой части. Тем не менее, это была интерпретация, безусловно достойная композитора, чье имя носит конкурс, хотя больше сил Казазян отдал все же Сибелиусу. Обоих финалистов наградили бурными овациями, аплодируя в их лице и тем, кто играл на этой сцене в предыдущие дни, и конкурсу в целом, и тем, кто не дошел до III тура. И солистам, и дирижеру в этот вечер несли особенно много цветов. О том, как жюри распределит призовые места, можно будет узнать 1 июля в 19:00 на церемонии награждения.

Текст: Илья Овчинников
www.rg.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору