Скрипачка Людмила Шукшуева воспитала несколько поколений состоявшихся музыкантов.

Добавлено 15 февраля 2017 muzkarta

Государственное автономное учреждение культуры «Рязанская областная филармония», Родион Замуруев (скрипка)

Оркестр одаренных сердец

Не успели оглянуться, уже второй месяц нового года набирает обороты и не за горами столетний юбилей рязанского музыкального колледжа имени братьев Пироговых, который будет отмечаться в 2019 году и к которому коллектив уже начал готовиться. Одно из лучших и старейших учебных заведений России выпустило немало прекрасных специалистов, открыв им дорогу в музыкально-педагогический мир.

Этот год богат на юбилеи музыкантов, жизнь которых тесно связана с их Alma Mater. Сколько музыкантов-преподавателей ДМШ Рязани из года в год готовят своих учеников для поступления в Рязанское музыкальное училище! Труд этот кропотливый и тяжелый, потому что от педагога во многом зависит, продолжит ли свое дальнейшее музыкальное образование ученик или навсегда забудет о времени, проведенном в школе. Совершенно справедливым будет в разговоре об училище назвать и тех его выпускников, которые остались служить музыке на школьной ступени образования, ведь именно им обязаны потом преподаватели РМК появлением новых и новых студентов в стенах их учебного заведения.

15 февраля (среда) в 16.00 в Доме народного творчества состоится концерт по случаю юбилея скрипачки, проработавшей в оркестрах Рязани больше пятидесяти лет, преподавателя ДМШ № 5 имени В. Ф. Бобылева Людмилы Константиновны ШОКШУЕВОЙ, чей труд отмечен почетными грамотами городского управления культуры, Почетной грамотой Министерства культуры СССР и ЦК профсоюзов работников культуры (1981 г.), медалью «Ветеран труда» (1996 г.), нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ» (2004 г.), Почетной грамотой администрации г. Рязани (2010 г.), Благодарностью Губернатора Рязанской области (2015 г.).

Коллеги и многочисленные ученики, работающие в городе, и их родители придут поздравить своего педагога со славной датой, чтобы воспользоваться возможностью еще и еще раз сказать слова благодарности любимому учителю. Несколько поколений профессиональных музыкантов воспитала она, а скольких научила любить и слышать классическую музыку, которой сама служит беззаветно и трепетно! Выпускники Людмилы Константиновны работают в Рязанском Губернаторском симфоническом оркестре, Рязанском музыкальном театре, Государственной филармонии Республики Саха (Якутия). Алексей Моос стал студентом Высшей школы искусств Бременского университета (Германия), а Светлана Микляева после Московской консерватории имени П. И. Чайковского сегодня работает в оркестре Государственного академического Большого театра России. Это ли не высочайшее достижение педагога и его бесспорная гордость!

Она родилась в г. Вольске Саратовской области в семье учительницы и механика, поступила в ДМШ, чтобы учиться игре на скрипке. В 1961 году отца перевели на работу в Рязань, дали квартиру, куда и переехала семья, а в 1962 году Людмила становится студенткой Рязанского музыкального училища, поступив в класс легендарного Р. А. Комаровича. Ей повезло учиться среди выдающихся музыкантов-струнников: В.Семенова, В.Бобылева, С.Блинцовой (Волтуховой), Т.Орловой. В студенческие годы Людмила работает иллюстратором с пианистами, играет в Ансамбле скрипачей, которым руководит Роман Алексеевич, и уже с первого курса — в городском симфоническом оркестре.

— Мне повезло работать со всеми дирижерами, начиная с Н. М. Фейгина — первого руководителя и создателя оркестра. Потом были Ю. М. Васильев, Ю. М. Соболев — молодой и очень талантливый дирижер, который сразу вывел оркестр на новую ступень. И нынешний дирижер — С. А. Оселков, много делающий для того, чтобы уровень коллектива поддерживался на очень высоком уровне, — вспоминает Людмила Константиновна.

Сразу после окончания училища пришла в ДМШ № 5 и не так давно отметила вместе со школой ее полувековой юбилей.

В музыкальной школе она по сей день руководит Камерным оркестром, который неоднократно принимал участие в конкурсах и становился лауреатом.

— Замечательное было время! С таким интересом ребята ходили в оркестр, так им нравилась сама атмосфера репетиций, никто никого не принуждал, у нас была поистине творческая жизнь! — говорит Людмила Константиновна.

И это действительно так, потому что мой сын начинал учиться в пятой школе и играл в оркестре у Шокшуевой, куда был приглашен ею задолго до того, когда это требовала программа, и летел на оркестр, никогда не пропуская занятия. Каким счастьем становились и для нас, родителей, эти оркестровые часы, и как интересно было наблюдать за самим процессом рождения музыкального произведения, когда мальчишки и девчонки внимали словам дирижера… Людмила Константиновна, создавая маленький камерный оркестр в обычной музыкальной школе, вкладывала в него столько души, тепла и сердечности, что этого света хватало каждому исполнителю. И они, юные музыканты, потом этот свет отражали, посылая в зал умноженное количество добра и тепла.

— Нас, скрипачей, в то время очень поддерживал Н. В. Панин — директор филармонии. Помните, как много мастер-классов было в Рязани! Своих студентов обыграться перед экзаменами в консерватории привозил заведующий кафедрой, народный артист России профессор В. М. Иванов. Народный артист СССР, профессор Э. Д. Грач показывал своих студентов, которые приезжали перед сессией обыграть у нас каприсы Паганини, а мы с учениками ходили и слушали, слушали, слушали… Представьте только, что Грач проводит мастер-классы в Москве, в США, Англии, Франции, Германии, Голландии, Италии, Израиле, Словакии, Чехии, Польше, Югославии, Португалии, на Кипре, в Венгрии, Китае, Корее, Египте, Японии, Аргентине, Казахстане. И еще, благодаря Николаю Владимировичу Панину — в Рязани! Понятно же, что это — личная панинская инициатива и заслуга, от которой рязанские скрипачи были в большом выигрыше, потому что как еще можно учить ребенка, если он лишен возможности слушать образцы исполнения! Много раз играла у нас Заслуженная артистка РФ, профессор Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского Марине Яшвили, Заслуженный артист РФ, профессор Московской консерватории М. А. Готсдинер приезжал с семьей, в которой все музыканты. Родион Замуруев часто приезжал выступать в Рязани и сольно, и с оркестрами. Тогда в городе была очень насыщенная и интересная скрипичная жизнь и, конечно, все это было в помощь нам, преподавателям, потому что у детей появлялся стимул. Творческое самолюбие, если оно в разумных пределах, вещь хорошая, потому что заставляет ребенка работать. Ему хочется быть лучше, он старается походить на кого-то, кто сегодня сильнее его. Ставятся задачи и выполняются, и так — изо дня в день, — рассказывает Людмила Константиновна.

Людмила Константиновна Шокшуева с внучкой Софьей Елисеевой
Дети-музыканты — большие труженики, это правда. И они по-настоящему счастливы, если получается то, чем они занимаются. У них и мечты очень взрослые и серьезные. Я помню, как предложила сыну купить велосипед, а он сразу, не раздумывая, ответил: «Лучше мне смычок мастеровой купи у Соболя!».

Что такое дети-музыканты, Людмила Константиновна знает еще и потому, что она — бабушка музыкантов, причем не просто бабушка, а бабушка-педагог и репетитор. В народном фольклоре существует образ «еврейской мамы», а в Рязани есть такая бабушка — Шокшуева, внуки которой стали и становятся очень хорошими и признанными музыкантами, потому что их бабушка делает для этого все возможное, не жалея ни сил, ни времени, ни… денег, если быть честными до конца. Главный ее внук — музыкант, известный в городе кларнетист Павел Бахмутов, который с малышового возраста сначала пел в «Солнечном зайчике», потом постигал искусство игры на кларнете у С. В. Шулико и А. Ф. Грущина, но все это — под пристальным вниманием бабушки. Затем была Академии музыки им. Гнесиных, а теперь он — артист оркестра в Московском Губернском театре Сергея Безрукова. Восхождение Павла на музыкальный Олимп шло у нас на глазах, поэтому роль Людмилы Константиновны в формировании и воспитании одаренного внука отрицать и преуменьшать ни у кого не получится.

Внучка Софья Елисеева, которую Шокшуева учит музыке с пяти лет, уже достаточно титулованная скрипачка — лауреат и дипломант международных и Всероссийских конкурсов. Только что вернулись они с бабушкой из Суздаля с первым местом, а в апреле собираются поехать в Москву на конкурс
Г. С. Турчаниновой, где в жюри будет вся московская профессура, но ехать обязательно надо, чтобы и увидеть, и услышать, и себя показать, и понять, над чем и как еще нужно работать, работать и работать бабушке-педагогу, а Софье — учиться, учиться и учиться.

Восьмилетняя Лиза пока делает первые робкие шаги в игре на фортепиано, но бабушка и здесь не оставляет ни одной сыгранной ноты без внимания.

— Я — счастливый человек, — говорит Людмила Константиновна, — потому что я состоялась в профессии. У меня двое детей, пять внуков и две правнучки — хорошая и дружная семья. И живем мы в музыке и с музыкой, которая, «не упоминая ни о чем, может сказать все». (И. Г. Эренбург).

Фото Владимира ИЛЮХИНА
Ольга МИЩЕНКОВА

novgaz-rzn.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору