Скрипка и клавиши: дуэт Максима Венгерова и Полины Осетинской — в Филармонии

Добавлено 30 апреля 2018 волонтер

Сергей Догадин (скрипка), Полина Осетинская (фортепиано), Санкт-Петербургская академическая филармония

Фото Станислава Левшина

Творческий дуэт (на снимке) исполнил в Большом зале Филармонии все скрипичные сонаты Брамса, а скрипач Сергей Догадин с виолочелистом Нареком Ахназаряном в Малом зале представили наряду с сонатами Кодаи и Равеля дуэты для скрипки и виолончели Глиэра.

Сегодня существует множество фестивалей камерной музыки, некоторые из них устраиваются вдали от шума городского — в уютных уголках земли, где наслаждение музыкой зарифмовывается с уединением, наслаждением природой или даже оздоровлением, как в норвежской долине Розендаль или немецком курорте Бад-Киссинген. Но для камерной музыки нужны прежде всего акустически безупречные пространства и технически превосходные исполнители, иными словами — звезды.

Такие, например, как Максим Венгеров и Полина Осетинская. Идея дуэта родилась четыре года назад, когда Максим после своего выступления в Большом зале Филармонии с оригинальной редакцией Скрипичного концерта Сибелиуса побывал на концерте Полины и, по словам очевидцев, «влюбился в ее игру», начав строить планы совместных выступлений. Их петербургский дебют состоялся после серии концертов в Москве, недавнего большого турне по городам Италии и — при аншлаге — в лондонском Барбикан-холле. Лондону повезло так же, как и Петербургу, где были исполнены все сонаты для скрипки и фортепиано, сочиненные Брамсом.

К удивлению привыкших к филармоническому «Стейнвею», Полина выбрала австрийский «Безендорфер» и, как выяснилось, интуиция ее не подвела. Музыка скрипичных сонат Брамса получила от этого рояля максимум проникновенности, не говоря о флере аутентизма (инструмент австрийский, как и Брамс — композитор австро-немецкой традиции). В молодом дуэте (ансамбль Венгерова и Осетинской действительно еще юн) слышалась то, что называют «химией», когда исполнители не просто чувствуют друг друга, а играют как один «элемент», образованный в результате слияния двух ярких индивидуальностей. Харизма одного из лучших скрипачей современности не затемняла партию Полины, чуткой и дипломатичной ансамблистки. Это была идеальная пара, существовавшая на сцене по законам гармонии.

Сонаты для скрипки и фортепиано Брамса открыли III Международный скрипичный фестиваль, события которого продлятся до конца года. Обе первых сонаты — Соль мажор и Ля мажор звучали в настроении полного приятия мира и любви. Соль-мажорная соната была написана после известия о смерти сына Шумана, но скорбные чувства композитора трансформировались здесь в светлую печаль и мысль о том, что души праведников обитают на небесах. В полутемном зале, где, по традиции этого фестиваля, софиты освещали лишь сцену, мотив «и свет во тьме светит» транслировался как нельзя более ясно.

Для второй части концерта музыканты припасли необходимую дозу драматизма, исполнив в начале Скерцо до минор из так называемой коллективной сонаты F-A-E, сочиненной по инициативе Шумана им и его младшими коллегами Брамсом и Альбертом Дитрихом. Ее аббревиатура — первые буквы максимы Frei aber einsam («Свободен, но одинок»), сказанные другом всех трех композиторов — скрипачом Йозефом Иоахимом.

Вечер дуэтной музыки для виолончели и скрипки в Малом зале Филармонии стал в филармонических реалиях Петербурга событием и вовсе из ряда вон выходящим. Скрипач Сергей Догадин и виолончелист Нарек Ахназарян хорошо известны музыкальной общественности по участию в XIV конкурсе Чайковского, у каждого из них сегодня успешно развивается карьера. Из биографии Сергея, приведенной в программке, можно было узнать, что с 2017 года он является приглашенным профессором в Международной академии искусств в китайском Лианжу.

Если в драматургии дуэта скрипача и пианистки свою роль сыграл гендерный мотив, то в данном случае таким мотивом стал азартный диалог ровесников. Рожденные в 1988 году, Сергей и Нарек вели музыкальные беседы на близкие друг другу темы. Порывистую, мятежную скрипку уравновешивала, сдерживала и дополняла своим бархатным, теплым и самодостаточным голосом виолончель. Дуэт Кодаи, написанный в нервном 1914 году, стал для музыкантов поводом для размышлений на тему национальной идентичности в искусстве. Салонные дуэтные миниатюры-стилизации Глиэра нашли неожиданный резонанс в стилистически полярной им сонате Равеля, родившегося с Глиэром в один год. Как в дуэтах Глиэра, так и в сонате Равеля виолончелист то и дело примерял на себя высокий голос скрипки, беспечно взлетая в верхний регистр, обнаруживая там скрипичную грацию. Голоса инструментов сливались, музыканты внимательно слушали друг друга, выявляя общие грани темпераментов, тембров и интересов.

В завершение программы Сергей Догадин и Нарек Ахназарян исполнили Пассакалию Генделя в аранжировке Хальворсена. В ее виртуозных вариациях звучала мысль о вечном возвращении. Слушатели могли истолковать ее и как мысль о возвращении времени амбициозных талантливых музыкантов, способных сделать камерную музыку объектом повышенного внимания.

Материал был опубликован в газете под № 075 (6184) от 26.04.2018 под заголовком «Два вечера камерной музыки».

spbvedomosti.ru/news/cu…nii/

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору