Мировая премьера концерта «Голоса скрипки» израильского композитора Беньямина Юсупова состоялась 3 апреля в рамках Транссибирского арт-фестиваля. Произведение, посвященное художественному руководителю фестиваля Вадиму Репину, было впервые исполнено в сопровождении Новосибирского академического симфонического оркестра, за дирижерским пультом стоял сам композитор. После концерта БЕНЬЯМИН ЮСУПОВ побеседовал с «КС».
— Беньямин Яковлевич, вам удалось приятно удивить новосибирскую публику...
— Я вообще ищу необычные пути. Дело в том, что музыка, которую пишут современные композиторы, порой настолько элитарна, что интересна лишь горстке знатоков, в то время как простые любители музыки идут на Чайковского, Бетховена, Баха. Поэтому большие звезды мейнстрима, скрипачи и дирижеры, в основном играют классику XIX-XX веков. Этот кризис я пытаюсь преодолеть, создавая произведения на стыке популярных и серьезных жанров. Например, с прекрасным скрипачом Максимом Венгеровым мы сделали ViolaTango Rock Concerto, где наряду с традиционным концертом для альта были использованы элементы тяжелого рока и танго. У меня также был проект с замечательным виолончелистом Мишей Майским, посвященный его 60-летию. В концепции сочинения обыгрывается столкновение романтического героя с современным технократическим обществом. Эти сочинения успешно исполняются во многих странах мира, поэтому можно сказать, что опыт удался.
— Как возникла идея концерта «Голоса скрипки»?
— Два года назад мы встретились с Вадимом Репиным, и я тогда предложил: «Давай постараемся представить разные стили игры на скрипке. Не классические, как у Баха, Брамса, Малера или Шостаковича, а стили разных народов и времен. Они различаются буквально всем: музыканты по-разному держат скрипку, интонируют, используют разную технику игры». Я был уверен, что такой мастер, как Вадим, быстро сможет это освоить.
— Насколько комфортным оказалось это освоение?
— Отличие классического музыканта в его универсальности — он может сыграть любую музыку, проникнуть в любой стиль игры. Музыка безгранична, поэтому мы остановились на шести наиболее ярких типах игры на скрипке. Это ренессансно-барочная манера исполнения, популярная ирландская манера, индийская рага, балканская манера, джаз и, наконец, романтическая скрипка. Разные части соединены в одно целое с помощью связующих музыкальных фрагментов. Пару месяцев назад мы встретились в Париже, я отдал концерт Вадиму с соответствующими пояснениями. На премьерном концерте в Новосибирске была большая овация — значит, мы нашли понимание у публики.
— Создавая произведения для конкретного музыканта, вы ориентируетесь на особенности его стиля?
— Если я хочу, чтобы музыкант продолжал его играть, я обязан вникнуть в его душу, изучить манеру игры, приоритеты, его ментальность. Это довольно тонкое взаимодействие, и в случае с Вадимом он буквально за пару репетиций понял, что я хотел сделать. Надеюсь, он получил удовольствие от работы и продолжит играть это произведение. Как и в любой сфере жизни, продолжается только то, что вызывает взаимный интерес.
— Вадим Репин очень хотел сыграть премьеру вашего концерта именно в Новосибирске. Это действительно важно?— В отношении концерта «Голоса скрипки» запланировано партнерство с несколькими оркестрами, его будут играть филармонический оркестр радио Франции и Берлинский симфонический оркестр. Но Вадим хотел, чтобы первое исполнение состоялось обязательно в его родном городе и на этом фестивале, ему важно было показать всему миру высокий уровень культуры и музыкального исполнительства, которые здесь есть. Когда я приехал в Новосибирск, то понял, как он был прав: удивительное тепло и отзывчивость всех, кто причастен к фестивалю, доказывают, что это действительно большое событие. Я счастлив, что принял правильное решение, и первое исполнение было здесь.
— Как сложилось взаимодействие с нашим оркестром?— В Новосибирске высокопрофессиональный оркестр, который входит в десятку лучших в стране. Музыканты моментально поняли, что от них требуется, и играли с желанием — от этого очень многое зависит. Они с большой симпатией относятся к Вадиму, им дорог этот фестиваль, и, надеюсь, понравилась моя музыка. Все вместе дало хорошие результаты. Всего за две репетиции мы сделали колоссальную работу, из академического филармонического оркестра они вдруг превратились в соучастников необычного мультишоу. Публике это понравилось, и это большая радость. Особенно приятно, что на концерте было много молодежи.
— Вы композитор и дирижер в одном лице. Как это получилось?
— Я писал музыку с раннего детства, учился как пианист и как композитор. После композиторского факультета закончил Московскую консерваторию еще раз, уже как дирижер на курсе Дмитрия Георгиевича Китаенко. Мне дороги все три аспекта: и рояль, и композиторское творчество, и дирижирование. Музыканту важно быть разносторонним, это дает возможность лучше понять, как музыка исполняется, как лучше донести ее до слушателя.
— Кто из современных композиторов вам близок?
— Я учился в Московской консерватории, поэтому мне близка школа советского постмодернизма: Шнитке, Губайдуллина, Канчели, Сильвестров, Пярт. Эти композиторы формировали мое сознание. Сейчас я живу на Западе, много интересной музыки есть в каждой стране. Мне близки авторы, которые работают на стыке жанров, пытаются строить мосты между культурами, например, американский композитор Освальдо Голихов. В последнее время больше слушаю не композиторов в традиционном понимании, а то, что называетсяperformers: это люди, которые сами сочиняют, исполняют, импровизируют, придумывают сценическую концепцию. Мир музыки бесконечно разнообразен.
— Каковы ваши впечатления от фестиваля и города в целом?
— Я был на открытии: Кент Нагано действительно великий мастер, «Фантастическая» симфония действительно была фантастической, Вадим Репин блестяще играл концерт Лало. Чувствовалось общее приподнятое настроение и желание сделать фестиваль большим событием. Новосибирск — большой современный город, в котором культурная жизнь бьет ключом, и это серьезное достижение. Фестиваль переводится как «праздник», и я надеюсь, что этот праздник станет ежегодным.
Автор: АННА ОГОРОДНИКОВА
http://ksonline.ru/stats/-/id/2990/