«Слава колоколам!» Как прошёл концерт карильонной музыки в Старом Осколе

Добавлено 12 июня 2019 Тимур Халиуллин

Александра Капинос (карильон, клавесин, орган), Станислав Яковлев (орган, фортепиано), Тимур Халиуллин (карильон, клавесин, орган), Людмила Сидорова, Людмила Петрова (фортепиано), Органный зал Белгородской филармонии, Карильон Белгородской филармонии, Галина Зольникова (сопрано), Белгородская филармония

«БелПресса» записала впечатления исполнителей и слушателей II Международного фестиваля «Белгородский звон»

«Белгородский звон» открылся в парке Победы областного центра 8 июня, на следующий день концерты прошли в Вейделевке и Ровеньках, а 10 июня их услышали губкинцы и старооскольцы.


«Колокола под открытым небом»
Карильонные концерты всегда вызывают большой интерес у белгородской публики. В этот раз в них участвуют зарубежные музыканты из Бельгии, Германии и Литвы.

«Сегодня после концерта в Губкине к нам подходили люди и спрашивали: а где вы будете в Старом Осколе? То есть люди послушали нас там и собирались приехать сюда», — не без удовольствия заметила музыкант из Москвы Олеся Ростовская.
И в Старом Осколе Театральная площадь заполнилась народом ещё задолго до начала концерта. Люди из ближних кварталов приходили с табуретками и скамеечками. Кто‑то располагался на ступеньках ротонды, парапетах сквера, но большинство ожидали стоя.

Вера и Владимир Рог пришли сюда уже второй день подряд:

«Живём рядом, мы ещё вчера были здесь: ошиблись с датой, а сегодня попали точно», — с улыбкой объяснил Владимир.

Вера и Владимир Рог / Фото: Владимир Бабич
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Слышу звон и знаю, где он. Как устроен белгородский карильон27 Июн 2017 13:52

В Белгороде открыли карильонный фестиваль11 Июн 2017 19:36

В Белгороде стартовал новый сезон карильонных концертов11 Апр 2016 10:05

В Белгороде открылся сезон концертов карильона16 Мар 2015 07:24

Карильонистка Александра Капинос: Белгородцы услышат старинный малиновый звон10 Сен 2014 06:57
«Белгородский карильон слышим первый раз. И знаете, на этом месте церкви стояли с колоколами, духовное училище было, теперь театр. Послушать колокола под открытым небом в таком прекрасном месте — это удивительно», — считает Вера.
Музыканты перед концертом отдыхали, настраивались в одном из помещений театра. Йозеф Хаазен из бельгийского Мехелена — его называют главным карильонистом Европы — дремал, устроившись на трёх составных стульях, сняв туфли и прикрывшись кепкой.

Олеся Ростовская рассказала, что Йозеф Хаазен много лет был руководителем карильонной школы в Мехелене, где сейчас он почётный директор. Там главный карильон весит 40 тонн, он считается тяжёлым. Старший из нынешних русских карильонов, который находится в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости, весит 25 тонн, из них бронзы — 15 тонн. Он считается средним инструментом. А белгородский карильон маленький, всего 4 тонны.

«Но белгородский карильон мобильный. Таких инструментов в мире, может, всего полтора десятка, которые путешествуют на карильономобилях, — подчеркнула москвичка. — Обычно карильон играет на открытом воздухе: это такая мировая традиция, карильонной культуре больше 500 лет. Как правило, инструменты стоят в городах в самой высокой башне — либо в колокольне церкви, либо в башне ратуши, чтобы звук колоколов окутывал весь город».

Йозеф Хаазен / Фото: Владимир Бабич
Наглядно послушать и увидеть
Первыми божественные звуки из карильона извлекли супруги Георг Вагнер и Ариан Тоффель. Они приехали к нам из немецкого Бонна, родины Людвига ван Бетховена. Организатор фестиваля — Тимур Халиуллин, — представляя музыкантов, отметил, что Бонн — обладатель замечательного карильона в 62 колокола, он установлен на ратуше, а Георг Вагнер — главный карильонист города.

Супруги вместе и по отдельности исполнили несколько классических произведений и пьес, специально написанных для них немецкими композиторами.

Георг впервые участвовал в белгородском фестивале:

«О, мы получили много новых впечатлений! Всё очень хорошо организовано, условия прекрасные. Сам карильон звучит хорошо, мы испытали большое удовольствие, играя на нём. А жара, погода? Погода как летом в Германии».
Оказалось, что Йозеф Хаазен очень хорошо говорит по‑русски. Выходя на сцену, он поприветствовал публику:

«Дорогие друзья, привет вам из Бельгии, где очень много карильонов — 135, почти в каждом городе. Слава колоколам!»

Ариан Тоффель и Георг Вагнер / Фото: Владимир Бабич
Одно из произведений, исполненных им, — песня «Улетай на крыльях ветра» из оперы Александра Бородина «Князь Игорь». Оно хорошо знакомо старооскольцам.

«У вас я второй раз. Люди встречают очень сердечно, очень любезная публика. Инструмент хорошо звучит, и, когда музыкант хорошо играет, очень приятно. Я больше 30 лет преподавал в Бельгии, сейчас уже 16 лет в Санкт-Петербурге. Играю гораздо больше, если не ошибаюсь, уже 62 года», — признался Йозеф Хаазен.
По его словам, в мире карильонов около тысячи, и всё больший интерес к этому инструменту проявляет молодёжь:

«В нашем университете им. Глинки есть факультет искусств, где студенты изучают игру на органе, клавесине и карильоне. У нас каждый год 25 студентов».
Хаазен играет ещё на фортепиано — это, говорит он, база для всех инструментов, — на скрипке, органе, немножко на гармошке по праздникам и на трубе:

«Бужу соседей, чтобы они по утрам долго не спали, — пошутил бельгиец. — Всё‑таки настоящий музыкант должен уметь играть на нескольких инструментах. А откуда у меня русский? Это зависит от погоды, — улыбнулся Хаазен, — у вас очень хорошая погода, поэтому лучше получается. А вообще я сам изучал язык, потому что он очень красивый».

Тимур Халиуллин / Фото: Владимир Бабич
Ольга Хаперских четвёртый раз слушает карильонную музыку в Старом Осколе:

«Я была и на первом фестивале, который проходил 1,5 года назад, потом они два раза приезжали с концертами. Замечательно, что Белгородчина имеет такой музыкальный инструмент, это очень большая радость для всех любителей музыки. Я всегда жду встреч с такой музыкой».
Елена Остапец работает в музыкальной школе, она побывала уже на двух фестивалях:

«Преподаю по классу фортепиано. Иногда мы детей просим изобразить на инструменте звучание колокола или колокольчика. И вот наглядно это можно послушать и увидеть здесь. Карильон — удивительный, необычный инструмент».
Завершил концерт Тимур Халиуллин композицией «Палладио» Карла Дженкинса. И пригласил всех на заключительный концерт фестиваля в филармонию в Белгород:

«Специально для нас композиторы из Москвы, Белгорода и Санкт-Петербурга сочинили произведения, премьеры которых вы сможете услышать 11 июня, на закрытии нашего фестиваля».
Владимир Бабич

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору