muzkarta.ru | музкарта.рф «Музыкальная карта»: академическая музыка Поддержать проект
Выберите регион, страну
Читайте на эту же тему
Добавлено 12 июня 2019 Тимур Халиуллин
«Белгородский звон» открылся в парке Победы областного центра 8 июня, на следующий день концерты прошли в Вейделевке и Ровеньках, а 10 июня их услышали губкинцы и старооскольцы.
«Сегодня после концерта в Губкине к нам подходили люди и спрашивали: а где вы будете в Старом Осколе? То есть люди послушали нас там и собирались приехать сюда», — не без удовольствия заметила музыкант из Москвы Олеся Ростовская.И в Старом Осколе Театральная площадь заполнилась народом ещё задолго до начала концерта. Люди из ближних кварталов приходили с табуретками и скамеечками. Кто‑то располагался на ступеньках ротонды, парапетах сквера, но большинство ожидали стоя.
«Живём рядом, мы ещё вчера были здесь: ошиблись с датой, а сегодня попали точно», — с улыбкой объяснил Владимир.Вера и Владимир Рог / Фото: Владимир Бабич
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Слышу звон и знаю, где он. Как устроен белгородский карильон27 Июн 2017 13:52
В Белгороде открыли карильонный фестиваль11 Июн 2017 19:36
В Белгороде стартовал новый сезон карильонных концертов11 Апр 2016 10:05
В Белгороде открылся сезон концертов карильона16 Мар 2015 07:24
Карильонистка Александра Капинос: Белгородцы услышат старинный малиновый звон10 Сен 2014 06:57«Белгородский карильон слышим первый раз. И знаете, на этом месте церкви стояли с колоколами, духовное училище было, теперь театр. Послушать колокола под открытым небом в таком прекрасном месте — это удивительно», — считает Вера.Музыканты перед концертом отдыхали, настраивались в одном из помещений театра. Йозеф Хаазен из бельгийского Мехелена — его называют главным карильонистом Европы — дремал, устроившись на трёх составных стульях, сняв туфли и прикрывшись кепкой.
Олеся Ростовская рассказала, что Йозеф Хаазен много лет был руководителем карильонной школы в Мехелене, где сейчас он почётный директор. Там главный карильон весит 40 тонн, он считается тяжёлым. Старший из нынешних русских карильонов, который находится в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости, весит 25 тонн, из них бронзы — 15 тонн. Он считается средним инструментом. А белгородский карильон маленький, всего 4 тонны.«Но белгородский карильон мобильный. Таких инструментов в мире, может, всего полтора десятка, которые путешествуют на карильономобилях, — подчеркнула москвичка. — Обычно карильон играет на открытом воздухе: это такая мировая традиция, карильонной культуре больше 500 лет. Как правило, инструменты стоят в городах в самой высокой башне — либо в колокольне церкви, либо в башне ратуши, чтобы звук колоколов окутывал весь город».Йозеф Хаазен / Фото: Владимир Бабич
Наглядно послушать и увидеть
Первыми божественные звуки из карильона извлекли супруги Георг Вагнер и Ариан Тоффель. Они приехали к нам из немецкого Бонна, родины Людвига ван Бетховена. Организатор фестиваля — Тимур Халиуллин, — представляя музыкантов, отметил, что Бонн — обладатель замечательного карильона в 62 колокола, он установлен на ратуше, а Георг Вагнер — главный карильонист города.
Супруги вместе и по отдельности исполнили несколько классических произведений и пьес, специально написанных для них немецкими композиторами.
Георг впервые участвовал в белгородском фестивале:«О, мы получили много новых впечатлений! Всё очень хорошо организовано, условия прекрасные. Сам карильон звучит хорошо, мы испытали большое удовольствие, играя на нём. А жара, погода? Погода как летом в Германии».Оказалось, что Йозеф Хаазен очень хорошо говорит по‑русски. Выходя на сцену, он поприветствовал публику:«Дорогие друзья, привет вам из Бельгии, где очень много карильонов — 135, почти в каждом городе. Слава колоколам!»Ариан Тоффель и Георг Вагнер / Фото: Владимир Бабич
Одно из произведений, исполненных им, — песня «Улетай на крыльях ветра» из оперы Александра Бородина «Князь Игорь». Оно хорошо знакомо старооскольцам.«У вас я второй раз. Люди встречают очень сердечно, очень любезная публика. Инструмент хорошо звучит, и, когда музыкант хорошо играет, очень приятно. Я больше 30 лет преподавал в Бельгии, сейчас уже 16 лет в Санкт-Петербурге. Играю гораздо больше, если не ошибаюсь, уже 62 года», — признался Йозеф Хаазен.По его словам, в мире карильонов около тысячи, и всё больший интерес к этому инструменту проявляет молодёжь:«В нашем университете им. Глинки есть факультет искусств, где студенты изучают игру на органе, клавесине и карильоне. У нас каждый год 25 студентов».Хаазен играет ещё на фортепиано — это, говорит он, база для всех инструментов, — на скрипке, органе, немножко на гармошке по праздникам и на трубе:«Бужу соседей, чтобы они по утрам долго не спали, — пошутил бельгиец. — Всё‑таки настоящий музыкант должен уметь играть на нескольких инструментах. А откуда у меня русский? Это зависит от погоды, — улыбнулся Хаазен, — у вас очень хорошая погода, поэтому лучше получается. А вообще я сам изучал язык, потому что он очень красивый».Тимур Халиуллин / Фото: Владимир Бабич
Ольга Хаперских четвёртый раз слушает карильонную музыку в Старом Осколе:«Я была и на первом фестивале, который проходил 1,5 года назад, потом они два раза приезжали с концертами. Замечательно, что Белгородчина имеет такой музыкальный инструмент, это очень большая радость для всех любителей музыки. Я всегда жду встреч с такой музыкой».Елена Остапец работает в музыкальной школе, она побывала уже на двух фестивалях:«Преподаю по классу фортепиано. Иногда мы детей просим изобразить на инструменте звучание колокола или колокольчика. И вот наглядно это можно послушать и увидеть здесь. Карильон — удивительный, необычный инструмент».Завершил концерт Тимур Халиуллин композицией «Палладио» Карла Дженкинса. И пригласил всех на заключительный концерт фестиваля в филармонию в Белгород:«Специально для нас композиторы из Москвы, Белгорода и Санкт-Петербурга сочинили произведения, премьеры которых вы сможете услышать 11 июня, на закрытии нашего фестиваля».Владимир Бабич
ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal