Именно так хочется сказать про концерт, прошедший 14 декабря 2017 г. В этот вечер в Органном зале Белгородской государственной филармонии состоялся концерт абонемента № 9 «Вокальные вечера в кругу друзей» под названием «Что наша жизнь? Игра!» (Музыкальная лотерея).
Цитата из заключительной арии Германа (опера «Пиковая дама» П.И.Чайковского) в названии концерта заключала не столь глубокий смысл, как в опере. Но всё же подсказывала, что зрителей ждёт нечто весьма необычное в этот вечер. И этим «нечто» — «элементом стихийности, неожиданности, игры» по словам ведущей — заслуженного работника культуры Р Ф Натальи Гирявенко, кроме «игры направлений, стилей, жанров музыки» оказалась возможность для всех, сидящих в зале, поучаствовать в составлении концертной программы для артистов: на сцену была вынесена корзина с афишками, на которых были написаны названия номеров. Зрители, подойдя к сцене, должны были выбрать наугад одну из афишек этого концерта, и, в зависимости от того, в какой очерёдности было вытянуто то или иное название композиции, оно тут же обретало свой порядковый номер. Такое новшество добавили в свой концерт его участники.
Программа этого вечера состояла из довольно разношёрстных произведений. Это классические арии и сцены из опер и оперетт, романсы и даже эстрадные песни. Причём, к такому построению программы артистами натолкнули многочисленные заявки зрителей с прошлого сезона. Это очень важная новость, потому что видно, что выступающие прислушиваются к зрительскому голосу, мнению, и подобными действиями стараются оживить концерт, добавить в него глоток свежего воздуха, яркости и незабываемости впечатлений.
По результатам лотереи, программу открыло выступление «квартета»: двух солистов (лауреата международных конкурсов Натальи Пашун (сопрано) и народного артиста Р Ф Евгения Григорьева (бас-бритон)) и ансамбля (заслуженной артистки Р Ф Людмилы Петровой (фортепиано) и Ирины Александровой (виолончели). Прозвучала сцена у люльки и каватина Алеко из одноименной оперы С. В. Рахманинова. Выступление солистов было наполнено психологизмом, напряжённым драматизмом и огромной энергией. Партия аккомпанемента не отставала от вокальной, фортепиано и виолончель звучали в гармоничном ансамбле колоритно, страстно и даже надрывно, без чего эта сцена не воспринималась бы на столько «близко к сердцу».
Следующим номером программы оказалось выступление дипломанта всероссийского конкурса Николая Бирюкова (тенор). В его исполнении зрители услышали романс Лионеля из оп. Ф. Флотова «Марта». Музыка, полная любви и нежности, наполнила зал. Отличное продолжение концерта после бурной и страстной сцены из «Алеко». Также Николай Бирюков в первом отделении концерта исполнил песню Юрия из оперетты «Девичий переполох» Ю. Милютина и серенаду Смита из оперы «Пертская красавица» Ж.Бизе. Вокалист, хорошо управляя голосом, продемонстрировал очень чувственное и задушевное исполнение композиций.
После нежного признания Лионеля в исполнении заслуженного артиста Р Ф Владимира Бойко прозвучали куплеты Тореадора из оп."Кармен" Ж.Бизе. Своим зажигательным, полным непоколебимости и уверенности выступлением, вокалист воодушевил зал, который отблагодарил его бурными аплодисментами.
Далее зрители услышали сочинение Э. Л. Уэббера «PIE JESU» (Милостивый Иисус), которое исполнили заслуженная артистка Р Ф Светлана Ломоносова (сопрано) и лауреат международных конкурсов Наталья Воскресенская (меццо-сопрано), за фортепиано — Людмила Петрова, а партию органа исполнил лауреат международных конкурсов Тимур Халиуллин. Если в предыдущих выступлениях зрители сталкивались с миром человеческих чувств и страстей, то в этот раз прозвучала неземная, небесная музыка. К тому же, очень приятное впечатление создал дуэт голосов — лирического сопрано и мягкого меццо-сопрано.
Следующим номером, словно по заказу, прозвучала музыка гениального В. А. Моцарта. В исполнении лауреата международных конкурсов Элины Писаренко (сопрано) прозвучала знаменитая на весь мир ария царицы Ночи из оп. «Волшебная флейта». Это сочинение имеет бесконечное множество замечательных аудио и видеозаписей, вокруг него огромное множество мнений и вопросов, как и вокруг его сочинителя. Поэтому исполнить такое произведение идеально, наверное, невозможно. Но Элина Писаренко проявила всё своё мастерство, исполнив арию в нужном характере и в соответствующем образе, к тому же, её колоратурное сопрано добавляла нужную холодную и зловещую окраску звука.
Очень нежным и хрупким показалось выступление той же вокалистки в романсе Ц. Кюи «Коснулась я цветка» на слова Немировича-Данченко. Таким образом, Элина Писаренко проявила своё прекрасное умение перевоплощаться из одного образа в другой.
Блестяще исполнила песню Сильвы из оперетты «Сильва» И. Кальмана Наталья Пашун. И не менее ярко прозвучала ария мистера Икс из оперетты «Принцесса цирка» в исполнении Владимира Бойко. По силе воздействия и тексту это сочинение напоминает своего великолепного «собрата» — неподражаемое ариозо Канио из оперы «Паяцы». За арией последовал дуэт Стеллы и мистера Икс из той же оперетты в исполнении Натальи Пашун и Владимира Бойко.
Вокальную атмосферу концерта развеяла инструментальная музыка. Людмилой Петровой, Тимуром Халиуллиным и Сергеем Коваленко (ударные) была исполнена «Зимняя дорога» Г. Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель». Зрители города Белгород уже привыкли к такому необычному, но очень симпатичному сочетанию рояля, органа и ударных инструментов, и в этот вечер музыка Свиридова в таком интересном ансамбле воспринялась очень свежо публикой. Бесконечно красивая мелодия, словно дальняя дорога, уводила слушателей в мир фантазии.
Организаторы концерта не всё пустили «на самотёк», додумавшись разграничить по отделениям эстрадную и классическую музыку. И это, разумеется, было верное решение. Так как, полностью смешав классику и эстраду, мог бы получиться «винегрет». Но этого не произошло. Итак, во втором отделении звучала эстрадная музыка по заявкам зрителей.
Открыло отделение сочинение А. Фоссена «Карусель», которую исполнили для зрителей Геннадий Панкратов (аккордеон), Сергей Коваленко (ударные) и Людмила Петрова (фортепиано). Этим же составом было исполнено сочинение И. Снедкова «Пьеса в стиле кантри». Артисты стройным ансамблем исполнили зажигательно оба произведения, раскрыв всю их красоту и мелодичность.
Владимир Бойко выступил с задушевными и жизненными «Возвращением романса» О. Фельцмана на слова Кохановского и «Не обещайте деве юной» И. Шварца на стихи Б. Окуджавы из к/ф «Звезда пленительного счастья». Снова звучал чудесный дуэт Светланы Ломоносовой и Натальи Воскресенской с песней А. Кьяра «Гордая прелесть осанки». Отдельно Наталья Воскресенская атмосферно и возвышенно исполнила «Белую ночь» Б. Прозоровского на стихи Тимофеева. Светлана Ломоносова выступила подряд с песнями о любви: В. Гаврилина «Любовь останется» на стихи Гершта и с арией «IO TI PENSO AMORE"(Я думаю о тебе, любовь моя) Паганини-D.Garret из к/ф «Паганини: скрипач дьявола» с участием Тимура Халиуллина (орган).
Очень неожиданно и ярко прозвучала «Фарандола» Ж. Бизе на стихи Улицкого, которую спела Элина Писаренко. Произведение показалось очень коротким, но ёмким, отличающимся задорным характером и виртуозностью исполнения.
Евгений Григорьев исполнил три песни А. Вертинского: «Я сегодня смеюсь над собой», «Лиловый негр» и «Минуточка». Музыка этих сочинений наполнена иронией, которую артист с лёгкостью передал зрителям своим вокальным мастерством и харизматичным образом.
Заключительный номер программы, как сообщила Наталья Гирявенко, не разыгрывался в лотерею, потому что «облачён в программе особым статусом». Произведение, исполненное Натальей Воскресенской, «Нежность» А. Пахмутовой на стихи Добронравова было посвящено светлой памяти Дмитрия Хворостовского. На такой светлой, но полной грусти ноте завершился вокальный вечер…
Зрители были в восторге и от идеи концерта, и от музыки, и от исполнения, поэтому практически после каждого номера звучали восторженные аплодисменты и непрекращающиеся крики «Браво!» Вот так случайный порядок номеров концерта разукрасил атмосферу вечера. Случайностей не бывает, господа!
Владислава ВласоваФото Даниила Добродомова