Слыша шаги гигантов

Добавлено 04 марта 2014 muzkarta

Яков Кацнельсон (фортепиано), Карельская филармония

Под таким названием прошел очередной симфонический концерт в Карельской филармонии.

Во вступительном слове музыковед Татьяна Талицкая сообщила о новом направлении в работе филармонии – рождении общедоступных концертов. Идея хоть и не нова, но заслуживает внимания, ибо цель ее – привлечение новых слушателей. В принципе просветительство всегда было генеральной линией работы филармонии, но иногда этот аспект требует особого внимания и, может быть, более тщательного продумывания программы.

И уже этот концерт обратил на себя внимание содержанием. В нем действительно соединились произведения, каждое из которых отмечено особым знаком отличия. Авторами исполненных сочинений избраны два великих немецких композитора XIX века – Бетховен и Брамс, первый открывал столетие, второй завершил его.

Именно Бетховен для Брамса был тем гигантом, шаги которого, по его собственному выражению, он слышал за собой, приступая к работе над Первой симфонией. Она рождалась мучительно, трудно и долго. С одной стороны, преклонение перед бетховенским гением было естественным для молодого композитора, с другой – он, явно чувствуя духовное родство с ним, не имел права просто идти в фарватере. И при том, что тема финала симфонии Брамса интонационно напоминает тему «радости» из финала Девятой Бетховена, он сумел вырваться из властного плена и заявить свое направление в этом жанре. Симфония получилась очень непростая и в этом плане ее, может быть, не следовало ставить в задуманную программу. Но к чести слушателей, ее приняли буквально «на ура!», аплодисменты были подкреплены выкриками «браво, Маэстро!», обращенными к дирижеру, и долго не стихающими овациями.

Маэстро из Санкт-Петербурга народный артист России Павел Бубельников, впервые вставший за дирижерский пульт перед нашим симфоническим оркестром, безусловно заслужил такой прием своим исполнением. Он покорил и трактовкой симфонии, и своей дирижерской манерой, которую хочется определить как аристократическую, – сдержанной, без излишней аффектации, обычно выражающейся у дирижеров гипертрофированно усиленной работой рук, но оркестрантам совершенно понятной.

В последнее время, когда на пост художественного руководителя коллектива вступил Анатолий Рыбалко, оркестр зазвучал по-новому. Очень хорошее впечатление оставляет основа оркестра – струнная группа, которая и определяет качество и профессионализм. Давно стабилизировались, воспитав замечательных исполнителей, духовая и ударная группы. Слабым звеном пока остаются валторны. Вспоминается, как защищал валторнистов, работая с оркестром, Саулюс Сондецкис, поясняя, что валторна очень сложный инструмент. Да, это так, но когда периодически вместо авторских нот слышатся киксы, становится «обидно за державу». Не хочется ставить клеймо на всей группе, но, к сожалению, сейчас в ней нет лидера – первой валторны. Поэтому в особо ответственных случаях приглашается валторнист из Мариинского театра Алексей Позин. Он, в частности, выручил при недавнем замечательном исполнении Пятой симфонии Чайковского, помог и на сей раз.

Бубельников оценил возможности коллектива и искренне выразил свое удовлетворение работой оркестра, что дал понять и музыкантам, и слушателям.

Симфонии Брамса предшествовали два бетховенских шедевра – увертюра «Эгмонт», созданная к сценической постановке трагедии Гете, и Пятый фортепианный концерт. Если первое произведение архипопулярно и замечательно своим поистине уникальным воплощением идеи героической борьбы и победы в творчестве композитора, в чем ему не было равных, то концерт, близкий увертюре своим содержанием, – явление значительно более редкое на исполнительской эстраде. Он единственный среди концертов композитора приближается к его героическим симфониям и требует от исполнителя масштабного и виртуозного пианизма.

Эти качества в полной мере продемонстрировал впервые выступивший у нас солист из Москвы лауреат международных конкурсов Яков Кацнельсон. Но в музыке Бетховена героике, даже при ее абсолютном господстве, всегда сопутствует и лирика. Возможно, я ошибаюсь, однако бетховенского звучания лирических образов с глубинным подтекстом я не услышала.

В целом задуманная идея направленности программы безусловно осуществилась. Остается только пожелать успешного движения к новым творческим высотам.

НАТАЛИЯ ГРОДНИЦКАЯ, музыковед, преподаватель Петрозаводской консерватории.
http://gazeta-licey.ru/culture/18279-slyisha-shagi-gigantov

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору