4 мая Геннадию Рождественскому — 85. Выдающийся дирижер отметит юбилей трехчастным гала-концертом в Большом театре.
Без Рождественского немыслимо представить историю отечественной не только музыки, но и всей нашей культуры. Во многом благодаря именно его таланту и чутью, помноженному на неукротимое стремление постоянно открывать что-то неизведанное, записана «звуковая летопись» ХХ столетия — весь симфонический Прокофьев и главные партитуры Шостаковича и Стравинского, сочинения Губайдуллиной, Денисова и Шнитке.
А вот веку XXI маэстро пеняет за поверхностность и за засилье дурного вкуса. Но, будучи по натуре непревзойденным коллекционером исполнений, Рождественский всякий раз находит, чем удивить и восхитить публику. Например, намедни он представил забытую оперу Римского-Корсакова «Сервилия» в Камерном музыкальном театре, руководителем которого сегодня является. И в скором времени обещает «распечатать» еще немало редкостей.
Или вспомнить хотя бы трехлетний цикл концертов английской музыки, организованный Московской филармонии… Кстати, в филармонии 12 мая стартует второй год цикла «Моцарт и…» В четырех концертах прозвучат собрание коротких моцартовских месс в соседстве с сочинениями Хиндемита, Прокофьева, Шимановского и Шостаковича. А Геннадий Николаевич будет командовать музыкантами и прочтет свои знаменитые, полные невероятной глубины и юмора лекции-преамбулы.
Рождественский говорит, что не страдает от возраста, продолжает жить на три столицы — Москву, Париж, Стокгольм — и выступать по всему миру. Им поставлены десятки опер и сыграно более трех тысяч концертных программ почти с сотней оркестров. Но мастер способен разорвать контракт и уехать, если, на его взгляд, режиссер творит что-то непотребное, или флейтистка на репетиции вяжет носки, как случилось в Монте-Карло.
При этом он не без кокетства говорит, что не знает, почему стал дирижером, вспоминая, что все же на выбор профессии очень повлияла обстановка в доме матери — известной певицы Натальи Рождественской. И он окончил консерваторию по классу дирижирования у своего отца Николая Аносова. Молодым же музыкантам путь на дирижерский подиум надо начинать, по его мнению, с библиотекаря в оркестре, дабы по суворовскому принципу пройти эволюцию от солдата до фельдмаршала.
Однако Рождественский замечает, что на его музыкантском пути все же было слишком много трудностей и потерь.
Мария Бабалова, музыкальный критикvm.ru