В разгар концертного сезона как-то не принято делать шаг назад и вспоминать его первые программы. Но так получилось, что, во-первых, о камерном оркестре «Солисты Нижнего Новгорода» мало пишут и рассказывают, во-вторых, отличный концерт коллектива прошел без особого внимания СМИ. Есть и третья причина для появления столь несвоевременных рефлексий, но о ней — чуть позже.
Он действительно солирует в Нижнем Новгороде — камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода». Маленький коллектив с большими возможностями, серьезными амбициями и абсолютным репертуарным бесстрашием недавно отметил 20-летний юбилей. Красивая фраза о гадком утенке, превратившемся со временем в прекрасного лебедя, в рассказе об этом оркестре не пригодится. Коллектив всегда был интересным, обаятельным, профессиональным. С «возрастом» появился артистический лоск.
Готовый увлечься авантюрной творческой идеей, коллектив, в то же время, сохраняет академическую респектабельность.
Я бы не стала говорить об универсальности оркестра: его конкурентное преимущество — наличие нескольких «специализаций». Одной из стихий «Солистов» является, несомненно, музыка барокко. В связи с этим сразу хочется отметить удивительную способность оркестра притягивать талантливых, креативных партнеров. Благодаря такому магнетизму искушенная нижегородская публика познакомилась с несколькими интереснейшими барочными проектами, созданными совместно с немецким маэстро
Кристофом Майером. Среди ярких удач оркестра — полистилевые программы, подготовленные с дирижером
Игорем Жуковым. Обречены на шумный успех выступления коллектива с сопрано
Натальей Кирилловой, альтистом и дирижером
Даниилом Гришиным, дирижером
Максимом Емельянычевым, пианистом
Евгением Брахманом, гитаристом
Ровшаном Мамедкулиевым.
К сожалению, по причинам географического характера, сейчас мне крайне редко удается послушать оркестр «вживую». Настоящим подарком стал диск с записью концерта, открывавшим сезон 2014–2015. И вот парадокс: послушав столько программ «Солистов» из зала, ни разу не смогла написать о них. Казалось, раз все так здорово, рецензии не получится, а дифирамбы — не мой жанр.
Работа с диском подсказала новый жанровый поворот: «лирические размышления на тему».
Много раз пересмотрев, переслушав тот концерт, все-таки решилась высказать несколько наблюдений. (Кстати, первым с ними познакомился художественный руководитель коллектива
Владимир Плаксин.)
Концерт, которым оркестр открыл 20-й сезон, можно отнести к категории «хитовых». Все произведения, вошедшие в его программу, публике хорошо знакомы и очень ею любимы: ля-минорный Скрипичный концерт И. С. Баха, Интродукция и рондо-каприччиозо К. Сен-Санса, Серенада для струнного оркестра и скрипичный Вальс-скерцо П. Чайковского. Слушатели были приглашены в зал Нижегородского государственного университета — пространство с удивительно благородной акустической атмосферой. На сцену вместе с оркестром поднялась Алена Баева — скрипачка, о которой и в «Татлере», и в авторитетном академическом издании напишут со светской корректностью. Это был дебютный опыт сотворчества оркестра и А. Баевой. За пультом в тот вечер был
Павел Герштейн— дирижер, с которым «Солисты» сотрудничают давно и результативно.
В первом отделении концерта прозвучала Серенада для струнного оркестра Чайковского, своего рода визитная карточка коллектива.
Счастливая особенность «Солистов» — умение не привыкать к одной-единственной исполнительской концепции, даже если музыканты убеждены в ее верности. Некоторые темповые вольности в интерпретации дирижера были заметны невооруженным слухом; они чуть размыли контуры формы. Однако в неровности-нервности движения с такой ясностью зазвучало предчувствие «Пиковой дамы», что оставалось только удивляться, почему раньше это оставалось для меня «за кадром». Абсолютно «германовские» эпизоды в I и III частях были столь очевидны и, в то же время, «невозможны», что пришлось послушать еще две интерпретации — для сравнения.
Конечно, слух уже подсказывал: «вот оно, вступление к четвертой картине». Но для меня — тени «Пиковой» в светлейшей Серенаде ожили именно в герштейновской интерпретации. Однако нужно признать: были и напрасные жертвы. Так, в I части исчез абрис французской увертюры. Из-за того, что не хватило торжественности, темповой стабильности во вступительном разделе, не получилось и требуемой контрастности между
Andante non troppo и
Allegro moderato.
«Вальс» (II часть) прозвучал безукоризненно — красиво, грациозно, живо. Никакой жеманности, за которой в трактовках даже очень известных мастеров иногда скрывается недостаточная отточенность ансамблевой игры. Очень выразительно была пропета «Элегия» (III часть) — все с тем же «германовским» подтекстом. Мысль, возникшая синхронно с прослушиванием:
как мощно Чайковский «взрывает» им же выстраиваемые европейские классицистские структуры!
Или это издержки нашего нервного времени — всюду слышать драматические всплески?.. Финальная точка Серенады (и первого отделения программы) была яркой, звучной, при этом — без претензий на симфонический финал.
Небольшой, но очень красивый бенефис Алены Баевой, вписанный в рамки второго отделения, оставил после себя романтическое послевкусие — несмотря на разностильность программы. В каждом из произведений были найдены оттенки, оживляющие, обновляющие знакомый образ.
Алена — не из тех музыкантов, которые принципиально трактуют.
В игре «трактующих» нарочитое «а я вот так» перебивает все остальное. Скрипачке не скучно некоторые вещи играть «так, как все». И в то же время она имеет собственное исполнительское обаяние, способность, как уже говорилось, оживлять произведение. В финале хрестоматийного баховского концерта Алена чуть покудесничала со штрихами — и музыка наполнилась энергией жиги. Оркестр не просто вежливо пошел за звездной солисткой, а по-настоящему увлекся новым артикуляционным решением.
В пьесе Сен-Санса очень живой, речево выразительной получилась Интродукция. Угадывалось даже нечто похожее на шумановское «Слово поэта». Но в Рондо-каприччиозо, увы, не хватило главного — «капризности». Предвкушение оказалось ярче самого события. Неравенство двух элементов характеризовало и Вальс-скерцо Чайковского. Но здесь это получилось художественно убедительно. Скерцо явно доминировало над вальсом. И эта скерцозная доминанта была очень кстати: часто приходится слышать слишком уж «салонные» версии пьесы. А здесь — полнозвучие солирующей скрипки, прихотливая агогика, виртуозная подача и, что не менее ценно, единство дыхания солистки и оркестра!
Если говорить об абсолютной вершине концерта, то ею стала прозвучавшая на бис «Мелодия» Чайковского.
Безграничная кантилена, трепетность интонирования, неземная нежность звука… Не каждой оперной диве удается хотя бы приблизиться к такому бельканто, какое подвластно Алене. Может показаться странным, что «необязательный» бис я оцениваю как наивысшую точку концерта. Все закономерно: не только слушателю, но и исполнителям нужно пережить разнообразие чувств, чтобы понять бесконечную катарсическую красоту мелодии.
Кстати, о дивах подлинных. В интервью «Российской газете» великая Образцова говорила, что концертмейстер и певица — «это как одна душа, как одна Муза». То же и в инструментальном исполнительстве. Без сверхъестественной чуткости к намерениям солистки, без моментальной исполнительской реакции со стороны оркестра и дирижера история этого концерта была бы совершенно другой.
Возможно, что в следующем сезоне камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода» вновь появится в обществе обворожительной Алены Баевой. Для меломанов это стало бы прекрасным подарком. А пока — будем следить за выступлениями Алены на лучших сценах мира. И, конечно, ждать появления новых — всегда очень стильных — афиш «Солистов».
Алевтина Бояринцеваhttp://belcanto.ru