Соло для скрипки, кларнета и фортепиано

Добавлено 11 сентября 2013 muzkarta

Камерный ансамбль Липецкой филармонии «L's-трио», Липецкая филармония

В новом концертном сезоне камерный ансамбль L-s-Трио Липецкой филармонии отмечает своё 20-летие. Об истории ансамбля и творческих планах в материале Татьяны Щегловой.

Слева направо: солисты Трио Игорь Левитин, Любовь Пличко, музыковед Наталья Сосновская, виолончелист Александр Бузлов, Татьяна Левитина

В новом концертном сезоне камерный ансамбль L-s-Трио Липецкой филармонии отмечает своё 20-летие. Об истории ансамбля и творческих планах мы беседуем с его руководителем Татьяной Левитиной (скрипка)

- Татьяна, чем вызвано столь необычное сочетание инструментов – скрипка – кларнет – фортепиано, ведь чаще мы видим на сцене трио в академическом составе – скрипка – фортепиано – виолончель?

– Впервые название нашего ансамбля – «L-s-Трио» – прозвучало со сцены двадцать лет назад, в 1993 году. В Липецкой филармонии мы работаем десять лет, а в нынешнем составе – восемь.

Когда создавался ансамбль, я училась вместе с талантливым кларнетистом Игорем Левитиным в Воронежском институте искусств. Мы поженились и вместе приехали в Липецк. Жить вместе с другим музыкантом, обсуждать «музыкальные моменты», репетировать – это очень удобно! Потом в ансамбль пришла великолепная пианистка Любовь Пличко, чему мы были искренне рады.

Решение, вызванное поначалу необходимостью, не раз доказало свою жизнеспособность. Наличие в Трио «нестандартного» инструмента – кларнета – значительно расширило наш репертуар и позволило исполнять не только классику, но практически любое произведение музыки XX века, включая джаз и эстраду. Мы даже можем выступать с симфоническими оркестровками, потому что кларнет берёт на себя функцию духовых инструментов.

А ещё, благодаря необычному составу Трио, я каждый раз сама делаю переложения партитур и, получается, выступаю в роли соавтора. Мне это интересно!

– Помимо собственных концертов, вы выступаете с приглашёнными солистами. Меломаны до сих пор обсуждают концерт, на котором вы поднялись на сцену вместе с прославленным виолончелистом, звездой мировой величины Александром Бузловым и блестяще исполнили «Посвящение Чайковскому» Сергея Рахманинова…

– Да, это было нечто неимоверное! Прозвучавшее «Трио» Сергея Рахманинова написано им в память о другом величайшем композиторе, Петре Ильиче Чайковском, оно православное по духу и очень трагично. Как отметила музыковед Наталья Сосновская, в нашем исполнении в нём ясно прозвучало «несогласие со смертью»… Музыка длилась 50 минут, и всё это время я не ощущала ни зала, ни зрителей – только звуковое пространство, в котором находилась. Это была чистая музыка «в кубе», взаимодействие немузыкального порядка, нечто тантрическое. Некоторые места и я, и Любовь Пличко играли с закрытыми глазами, хотя пред нами стояли ноты. Бузлов после концерта в тот же день уехал, а мы с Любой ещё неделю не могли ни о чём разговаривать, только как о его игре и что с нами произошло на сцене…

– Татьяна, помимо Трио вы работаете в оркестре Липецкой филармонии «Русская классика» под управлением заслуженного артиста России Владислава Булахова. Причём, насколько я знаю, вы – единственная липчанка в его составе, остальные артисты приглашены из других городов…

– Да, я очень благодарна Владиславу за интересные репетиции и концерты, а также новые идеи, которые я у него черпаю. В прошлом сезоне в его интерактивном проекте для детей «Ветреная музыка» я исполнила соло Шнитке – «Сюита в старинном стиле».

А после с его лёгкой руки наше Трио и мастер художественного слова филармонии Вера Мартынова создали свой интерактивный проект для детей на сказку Андерсена «История года». По форме – это музыкально-поэтическая композиция, в которой звучат все двенадцать частей «Времён года» Вивальди. Мне давно уже хотелось исполнить весь цикл целиком. В данном случае, что особенно приятно, сказка очень полюбилась и маленьким, и взрослым слушателям. Мы объездили с композицией все четырнадцать филиалов филармонии в райцентрах и городах области, в одном только Добром выступили по их просьбе семь раз!

– А в новом концертном сезоне планируете показать что-нибудь для школьников?

– Обязательно! Новый проект на рассказы Константина Паустовского называется «Корзина с еловыми шишками для детей». Он задуман в формате урока, на 45 минут. Прозвучат произведения западноевропейских композиторов – Франца Шуберта, Иоганнеса Брамса, Эдварда Грига.

– Трио великолепно вписывается в не­ожиданные, казалось бы, форматы. В прошлом году я была на концерте духовной авторской музыки монахини Агафоны. И вы отлично вошли в него с блоком пьес русских композиторов. Ваш репертуар, как я понимаю, позволяет участвовать в совершенно различных проектах.

– Мы очень благодарны матушке Агафоне за тот концерт, и рады, что смогли выступить в православной гостиной. Пьесы, которые прозвучали на том концерте, потом вошли в сольное выступление памяти Сергея Рахманинова, стали как бы генеральной репетицией к нему. В связи с этим я ещё раз убедилась в пред­определённости событий.

В том же сезоне мы показали и диаметрально противоположный, по музыкальному настроению, концерт – отыграли экспрессивные «Танцы втроём» из произведений Иоганна Штрауса, Астора Пьяцолло, Антонина Дворжака, Иоганнеса Брамса, Фрица Крейслера.

– Несколько лет назад вы завоевали Гран-при на конкурсе в мировой столице музыки, Вене. Осталась ли некая ностальгия по Австрии? И планируете ли вы новые зарубежные гастроли?

– Нас вновь пригласили на конкурс в Вену, который состоится в июне 2014 года. Пока что мы не определились, будем ли в нём участвовать. Я начинаю думать, что нам пора уже выступать в качестве гостей, а не соревноваться. Но, пользуясь случаем, мы решили вернуться к «австрийской» теме и готовим программу из музыки австрийских композиторов.

– Музыка рядом с любимым человеком дома, музыка – на работе, на сцене. У вас буквально по Пушкину, «из всех искусств одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия». Скажите, а кем бы вы ещё могли стать? Чем бы вам хотелось заняться?

– Быть может, я по призванию библиотекарь? Каждый раз, выезжая куда-то, я обязательно привожу новые ноты. Многое покупала, бывая за границей, а потом печатала дубликаты на ксероксе. За 30 лет у меня собралась великолепная обширная библиотека камерной музыки. И теперь ко мне обращаются за редкими изданиями не только из наших регионов и столиц, но даже из других стран, и я с удовольствием всем помогаю. Люблю «читать» партитуры в тишине как бесценные книги. Для меня это – высшее наслаждение, иной замечательный мир!

– Спасибо за беседу. Ждём ваших новых концертов!

Ансамбль L-s-Трио – обладатель 2-й премии международного конкурса
«Музыкальной молодёжи» в Белграде, обладатель Гран-при Международного конкурса в Вене (Австрия), неоднократный участник международных фестивалей и конкурсов. Музыканты подготовили около двадцати различных тематических программ – русской, славянской, французской, американской, немецкой, австрийской музыки, а также программы-посвящения Рахманинову, Брамсу, Бетховену, Шуману, Моцарту, Шостаковичу и другим музыкантам. Они активно выступают перед слушателями, сотрудничая на концертах с выдающимися солистами нашего времени.


09.09.2013 "ЛГ:итоги недели". Татьяна Щеглова
http://www.lpgzt.ru/aticle/33442.htm

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору