В Органном зале новой Пензенской филармонии 21 апреля состоится совместный концерт струнного квартета «Премьера» (художественный руководитель Вячеслав Филиппенков) и лауреата всероссийского конкурса концертмейстеров Сергея Суднева. Музыканты представят проект «Квинтеты», в который войдут сочинения немецких композиторов: фортепианный квинтет ми-бемоль мажор Роберта Шумана и квинтет для фортепиано и струнного квартета фа минор И. Брамса. Начало концерта в 19.00. Справки и заказ билетов по телефону 48-38-65.
Фортепианный квинтет ми-бемоль мажор, соч. 44 — Р. Шуман сочинил в возрасте 32 лет и посвятил своей жене — выдающейся пианисте Кларе Вик. Здесь и решительность, энергичность и сдержанность, нежность в 1-ой части, созерцание и траурное шествие, которое ставит перед слушателем вопросы о тайнах жизни и смерти во второй, лирический канон и вечное движение в третьей, и блистательный Финал.
История создания Фортепианного квинтета Иоганнеса Брамса достаточно интересна, хотя и несколько запутана. Изначально Брамсом был сочинён Струнный квинтет (с двумя виолончелями), который не имел успеха у слушателей и, кроме того, был отрицательно оценен выдающимся скрипачом и близким другом композитора Йозефом Иоахимом. Вторая редакция сочинения, Соната для двух фортепиано, была исполнена автором и польским пианистом и композитором Карлом Таузигом в 1864 году в Вене и имела намного больший успех. Тем не менее, вскоре, по совету Клары Шуман, которой больше нравился первоначальный вариант, Брамс вновь переделывает свое произведение, теперь уже в фортепианный квинтет. Партитура была завершена в 1864 году.
Брамсовский Квинтет для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели стал одним из наиболее популярных камерных произведений великого композитора. Он неизменно притягивает слушателей прежде всего присущей произведениям Брамса задушевностью, не говоря уже о виртуозным блеске и богатстве тембров. Первая часть квинтета развёрнута во времени и отличается строгостью и сосредоточенностью. Её основные темы контрастируют между собой, появляясь в неожиданных, порой острых сочетаниях. Медленная вторая часть полна нежности и покоя. Жанрово она близка немецкой песне, выдающиеся образцы которой можно найти в вокальном творчестве Шуберта и, разумеется, самого Брамса. Мощное и стремительное Скерцо опирается уже на классические, прежде всего, бетховенские традиции. Цельность формы в сочетании с вулканической энергией и мелодическим блеском позволяет считать эту часть одной из вершин в творчестве композитора. Финал открывается интонациями полными печали и тревоги, но постепенно переходит к классическому рондо, в котором танцевальность, свойственная многим финалам Брамса, развивается стремительно и разнообразно.
mkrf.ru